Шестые классы

Дистанционное обучение. 


Третья четверть

1 урок. Образ человека – главная тема в искусстве
Задание к 1 уроку с 12-21 января: пройдите тест по ссылке https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLSfo9qS9CjI3-8QBrkibe-EubZOA9bSyE9D8EpHCnITiRMXDtA/viewform?usp=sf_link

Тема нашего урока “Портрет”.

Жанр, посвященный изображению человека или группы людей, называется портретом. Само слово “портрет” произошло от латинского слова. Его можно перевести как “извлечение сущности”, т.е. выявление внутреннего содержания. Нарисовать его похоже – не единственная и далеко не главная задача портретиста. От него требуется передать также внутренний мир, душевное состояние человека, его положение в обществе. И, что самое важное, портретист должен выразить свое личное отношение к модели (так называют изображаемого человека). Художник имеет право на собственный взгляд, даже если портретируемый представляет себя иначе.

“Из истории возникновения портрета”

Искусство портрета родилось несколько тысяч лет назад. Самые ранние из сохранившихся произведений этого жанра – гигантские скульптурные изображения древнеегипетских правителей фараонов, высеченных из камня. Тысячи рабов трудились над их изготовлением. Эти огромные статуи должны были вознести фараонов на недосягаемую высоту, уподобить их богам.







Были в Древнем Египте скульптурные изображения и поменьше. Например, сделанные в мастерской скульптора Тутмеса портреты фараона Эхнатона, царицы Нефертити и их шестерых дочерей. Перед нами предстают обычные человеческие лица, но выполненные настолько мастерски, что с трудом верится в их нынешний “возраст” - три с половиной тысячи лет!


Жанр скульптурного портрета достиг совершенства в Древней Греции, где так высоко ценили человеческую личность. Моделями для скульпторов служили философы, поэты, политики, имевшие заслуги перед страной. Поэтому художник, изображая конкретного человека, вместе с тем создавал и образ идеального гражданина.

В истории искусства жанр портрета не только никогда не угасал, но, напротив, процветал во все времена – в первую очередь потому, что всегда находились заказчики.



В Древнем Риме ими были знатные горожане и члены их семей. Теперь мы можем многое узнать о том, как они одевались в те далекие времена, какие прически и украшения носили – насколько точно и правдиво работали римские скульпторы.

Наряду с обычным развивался и аллегорический (иносказательный) портрет. В Древнем Египте фараоны изображались в виде бога Осириса, царицы – богини Исиды. В Древней Греции царя Александра Македонского представляли в образе сказочного героя Геракла, облаченного в львиную шкуру и с палицей в руках. А в Древнем Риме императору придавали облик верховного божества Юпитера.



Жанр живописного портрета сложился позднее, в эпоху Возрождения. Тогда портрет стали разделять на парадный и камерный.


Парадный портрет изображает человека в момент его торжества. Об этом красноречиво говорит весь его вид: пышная одежда со знаками отличия и украшениями, вычурная горделивая поза. Кажется, что модель откровенно позирует художнику.


Полная противоположность парадному – камерный портрет. Само название говорит о том, что он предназначен не для парадных залов, а для небольших помещений (слово “камера” означает на латыни “комната”). Камерный портрет вводит нас во внутренний мир человека, часто неизвестного. Поза модели непринужденна. Создает впечатление, что портретируемый даже не подозревает о том, что его рисуют.



Своего величайшего расцвета портретная живопись достигла в 17 веке. Из этой эпохи дошли до нас образы господ и крестьян, детей и стариков, королей и шутов… Невероятно, но все это людское разнообразие воплотил в своем творчестве испанский художник – Диего Веласкес.

Долгие годы он был живописцем при дворе испанских королей. Его парадные портреты очень торжественны и пышны. Они представляют королевскую семью и придворную знать во всем их внешнем великолепии: изысканные костюмы из бархата и парчи, усыпанные драгоценностями и расшитые золотом и кружевами, способны поразить самое богатое воображение.

Но позы моделей слишком напоминают позы манекенов, а за показной роскошью не видно человеческой души.

Эти картины художник писал на заказ, а для себя рисовал королевских шутов. Уродцы, над которыми окружающие постоянно издевались, вызывали у Веласкеса глубокое сострадание и сочувствие, что отчетливо видно по многочисленным портретам.

Художник открыл для нас, что за скромной одеждой и физическими недостатками скрывались внутренняя красота и благородство этих людей.






Блестящим мастером камерного портрета был голландский художник Рембрандт Харменс ванн Рейн. Созданные им образы пронизаны самыми разными чувствами: радостью, грустью, глубокой задумчивостью, усталостью, достоинством, любопытством. Модели Рембранта словно говорят с нами. Мы ясно слышим каждую их историю, “рассказанную” движениями глаз, красноречивыми жестами рук, выразительной осанкой… Великий Рембрандт писал автопортреты на протяжении всей своей жизни. Их насчитывается около ста, и по ним мы сегодня можем проследить его сложную судьбу.

В Россию жанр портрета пришел только в 18 веке вместе с европейскими художниками, приглашенными Петром Первым. Сначала на портретах, называвшихся тогда “парсунами” или “персонами”, изображали самого царя и его приближенных.

Позднее, в первой половине 19 века, главной моделью становится герой, романтическая личность. Отечественная война 1812 года выдвинула на первый план людей активных, решительных. Именно таким предстает перед нами написанный кистью Кипренского гусарский полковник Е.В. Давыдов: ярко – красный парадный мундир, твердый взгляд, уверенная поза.

Во второй половине 19 века романтизм уступает место реализму, а парадный портрет – камерному.

Большую роль в этом сыграли передвижники. Так сокращенно называли себя члены Товарищества передвижных выставок. Его вдохновителем был блестящий портретист Иван Николаевич Крамской.

“Торжественное заседание Государственного Совета” вмещает в себя восемьдесят одну модель, и все написаны с портретным сходством.



2, 3, 4 урок. 
Конструкция головы человека и её основные пропорции

6г на дистанте попробуйте построить и нарисовать глаза по видео уроку ниже. На карандаш не давите!

Задание с 19 января-8 февраля:
Ваша задача изобразить себя в автопортрете, с обязательным построение пропорций, которое представлено в моем видео-уроке. Если работа будет выполнена без пропорций, оценка будет значительно снижена. Автопортрет выполняется на А4-альбомный лист, сначала простым карандашом наносим все пропорции, когда все проработано, приступаем к работе в цвете!



Примеры работ учеников:












 автопортрет!!!






Как рисовать нос:


























Как рисовать губы:

























Как рисовать глаза:




























3 урок. Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира

Все, что нас окружает, поражает разнообразием форм: вели­чественные очертания гор, громады многоэтажных зданий, обтекаемые формы самолетов и автомобилей, изящные очерта­ния цветов, бабочек, птиц, пластика человеческого тела и др.

Форма — это единство внутренней конструкции и внеш­ней поверхности объекта.

Все зрительно воспринимаемые признаки формы важны: геометрический вид (конфигурация), величина, положение в пространстве, масса, фактура, текстура, цвет, светотень.

Вы, наверное, замечали, что форма деревьев различна в спокойный день и ветреную погоду. Также может изменяться на ваших глазах форма облаков, превращаясь в рыцаря, пти­цу, дракона или принимая очертания сказочного замка.

Во всем окружающем мире мы стремимся искать и устанав­ливать сходство форм. Облако, пятно краски, случайные ли­нии или геометрические фигуры, произвольно собранные вместе,— все это сразу же напоминает какой-нибудь образ, порождаемый нашим воображением на основе запечатленных в памяти предметов. Любая форма может вызвать ассоциации с другими сходными формами, с которыми наше сознание будет устанавливать определенные соотношения и связи.

Вот какие рисунки могут получиться, если кое-что дорисо­вать в случайных пятнах.


В природе и быту можно найти много подобий формы. По­хожи друг на друга носик слоненка и носик чайника, пышное оперение павлина и форма морской раковины, склонившаяся от ветра ветка и хвост петуха. Можно придумать много таких примеров.

  Чем ближе к нам объект, тем лучше и четче мы различаем его форму. Сначала мы видим только точку, затем общие очер­тания и наконец детали. Внимательно вглядываясь в окружа­ющий мир, мы можем обнаружить, что в основе любой создан­ной природой или руками человека формы лежат элементар­ные геометрические формы или тела.


На примере орнамента хоро­шо видно, что формы растений, животных и даже человека можно превратить в геометри­ческие элементы. Это происхо­дит потому, что мы склонны отыскивать порядок и простоту в окружающем нас разнообра­зии. Посмотрите, каким не­обычным способом передал фор­му лица художник Дж. Арчимбольдо в картине «Вертумн». У этого художника много таких портретов, состоящих из фруктов, овощей и дру­гих предметов.



Порой очень трудно бывает определить, какая поверхность является фоном, а какая фигурой.

Рассмотрите рисунок. Текстура подчеркивает в фигуре свойства диска, заштрихованный круг становится фигурой, тогда как соседнее изображение выглядит как круглое отверстие в окружающем фоне. Как правило, поверхность, заключенная в пределах определенных границ, стремится приобрести статус фигуры, при этом окружающая ее поверхность будет фоном.

В изобразительной деятельности, передавая форму предмета, мы не можем не учитывать значение фона. Каждый объект существует в нашем понимании только вместе с фоном, поэтому фон в картине, то есть пустота между предметами, приобретает равное значение с изображенными объектами. Сравните два изображения одних и тех же вещей, а именно позитивное и негативное, и вы увидите, что их форма воспринимается в определенной зависимости от фона.


Все изображенные отрезки прямых линий на рисунке равны между собой, но зрительно кажется, что левые длиннее правых.

В зависимости от направления взгляда рисунок воспринимается или как два человеческих профиля, или как сосуд.

Вспомните, что первые ощущения объема мы получаем, когда берем в руки и ощупываем предметы или занимаемся лепкой, создавая трехмерный объем.

Вы знаете, что внешний вид предмета и очертания, харак­теризующие его форму, зависят от длины, ширины и высоты, то есть именно эти измерения делают его объемным.

Что же такое форма объекта? Давайте рассмотрим это на примере изображения кошки. Даже издали мы узнаем сидя­щую кошку, только по ее силуэту. Можно представить, что голова кошки похожа на круг, а туловище на треугольник. В других позах этого животного можно также найти подобие геометрическим фигурам.

Форма объекта передает его характерные особенности, делает его узнаваемым.

В рисунке форма предметов передается линиями и свето­тенью. Каждый изображаемый предмет имеет определенное строение — конструкцию.

Конструкция — это основа формы, костяк, каркас, свя­зывающий отдельные элементы и части в единое целое.

 

Для передачи в рисунке объемной формы необходимо пред­ставить ее внутреннее строение, иначе говоря, нужно разо­браться в конструкции предмета.

Полезно для правильного восприятия объемной формы прочувствовать разницу между плоскостями и объемами, потренироваться передавать в рисунке одни и те же формы пустыми и наполненными.  

Предметы простой формы в своей основе имеют одну геометрическую фигуру, а предметы сложной формы — несколько геометрических фигур.

Более сложные объекты обычно называют комбинирован­ными, имея в виду, что данный объект в своей основе пред­ставляет сумму геометрических тел. К таким объектам можно отнести, например, машину любого вида, животных и множество других объектов действительности.

Не случайно художники, подчеркивая геометрическую форму объектов, так и говорят: «Этот предмет имеет кубическую форму, этот — цилиндрическую, а тот — шарообразную и т. п.».

Геометрическая основа строения объектов окружающего мира вовсе не означает, что при рисовании надо изображать геометричес­кие формы. Проблема заключается в следую­щем: за внешними очертаниями предмета необходимо увидеть его конструкцию, а затем в рисунке построить форму предмета в виде упрощенных геометрических тел, фигур или плоскостей, усложняя ее до полного реалис­тического изображения.

Прежде чем приступить к изображению кувшина с натуры, полезно проанализировать, из каких геометрических форм он состоит. Если мысленно расчленить форму кувши­на, отбросив носик и ручку, то можно предста­вить, что горло — это цилиндр, а основная часть сосуда состоит из шара и двух усечен­ных конусов.

Давайте сделаем анализ формы предме­тов, входящих в несложный натюрморт.




Стрелками показаны основные направления формообразования. Зеленые стрелки показы­вают, в каких направлениях внешние силы «заставляют» искривляться поверхность, а красные — представляют силы внутри са­мого предмета, которые словно раздвигают форму.

Чтобы наиболее точно передавать в рисунке объем предметов, следует мысленно проводить такой анализ.

Сложным объектом для изображения является лошадь. Вообразить особенности ее строения можно с помощью геометризации и обобщения формы. Сравните геометрическую конструкцию формы лоша­ди и ее реалистическое изображение.

«Обрубовка» формы помогает лучше представить объемно-пространственное изображение, перспективное сокращение по­верхностей. Голова лошади представляет усеченную пирами­ду, тело — цилиндр. 

Кроме конструкции и общей формы предметов, мы видим и передаем в рисунке контур (абрис), то есть внешнее очертание. Интересно отметить, что можно образовать новую форму не только за счет прибавления объема, как в лепке, но и отнимая объем, как в скульптуре. При этом внешние очертания предме­та могут измениться до неузнаваемости. Посмотрите, какие метаморфозы произошли с яблоком. Как изменилась его круглая форма!

А есть ли каркас у круглых предметов? Чтобы разобраться в этом, представьте себе, какая фигура получится при быстром вращении прямоугольника. Верхняя и нижняя стороны прямоугольника, передвигаясь, очертят окружность, в результате получится форма цилиндра. Легко убедиться, что круглая симметричная форма получается путем вращения, если понаблюдать за изготовлением посуды на гончарном круге или за вытачиванием детали на токарном станке.

Каркас рисунка круглого предмета состоит из средней ли­нии (оси вращения), кругов вращения и из линий, соединяю­щих эти круги и образующих контур предмета. Эти линии так и называются — образующие.

Современный уровень техники помогает художникам придумывать новые формы. Посмотрите какие удивительные рисунки можно сделать с помощью компьютерной графики. 

He правда ли, иногда архитектурное сооружение напомина­ет шар, а в конструкции дома можно увидеть подобие многим геометрическим телам.

Здания могут выглядеть как комбинации сфер, цилиндров, конусов, призм и пирамид. Купола соборов — обычно полусфе­ры, крыши некоторых домов напоминают трехгранные призмы или невысокие пирамиды.

Дизайнеры подсмотрели много интересных форм в природе, на основе которых они сконструировали предметы и машины, отличающиеся красотой и целесообразностью формы.

Например, современный самолет похож на птицу. Его обте­каемая форма наилучшим образом подходит для полета.  

Стилизация формы. Стилизация означает декоративное обобщение и подчер­кивание особенностей формы предметов с помощью рада условных приемов. Можно упростить или усложнить форму, цвет, детали объекта, а также отказаться от передачи объ­ема.  Одним из примеров стилизации может быть процесс созда­ния знаковых изображений в графическом дизайне. Отличи­тельные особенности знака — обобщенность и условность в изображении предметных форм, обозначающих какую-либо фигуру или явление окружающего мира.


Знак коренным образом отличается от конкретно-предмет­ного изображения, он только указывает или обозначает внеш­ние признаки какого-нибудь объекта.

Задание:
Разбейте сложную форму самовара, который представлен на данной картинке, на простые плоские геометрические фигуры (прямоугольник, трапеция). На листе цветной бумаги на изнаночной стороне наметьте простым карандашом общую форму самовара как вы ее видите, затем прорисуйте составные части простой формы: трапеция, прямоугольник. Материал: альбомный лист А4, цветная бумага, клей карандаш или ПВА, ножницы. Вырезайте частями и сразу приклеивайте на альбомный лист, не все сразу, чтобы не перепутать детали. Оставьте небольшие зазоры между частями, чтобы было видно на какие части вы поделили форму.


Примеры работ (на примерах форма совсем других самоваров, не копируйте чужие работы):





2 урок. Изображение предметного мира – натюрморт









Задание с 30 ноября-7 декабря: Создайте перед собой композицию из предметов  и изобразите этот натюрморт при помощи цветной бумаги, фон может быть из картона. Обязательно подчеркните на предметах блики, собственную тень предметов и падающую тень от предметов.
Работы принимаются только из цветной бумаги (не гуашью, не акварелью, не фломастерами и т.п.)
Примеры работ:








Формат А4 - альбомный лист, меньший формат не принимается*




1 урок. Реальность и фантазия в творчестве художника
Задание выполняется в соответствии с практической частью из данной презентации.
Фото выполненной работы отправляем на электронною почту rito4ka.55@mail.ru. В теме письма пишем фамилию, имя и свой класс с буквой. За не подписанные работы оценки не появятся в журнале.
Работу присылаем в день вашего урока ИЗО по расписанию.













На вопросы из презентации письменно отвечать не нужно! Как минимум задуматься о них и порассуждать самостоятельно, в лучшем случае обсудить с одноклассниками или с кем то из родных.
Задание с 08-12 ноября: Выполните рисунок на тему "Мой сон" или "Моя фантазия". Обязательными условиями является разработка не только главных персонажей, но и фона (то где происходит сюжет). Задание выполняется строго красками (гуашь или акварель).
Формат А4 - альбомный лист, меньший формат не принимается*
Примеры работ:
Москвина Александра 6Б

Четвертая четверть

  • 1. Пейзаж (акварелью по сырому, воздушная перспектива)
    2. Куб в линейной перспективе с одной точкой схода лучей, строго по видео-уроку. Выполняется простым карандашом от руки (без линейки!)
    3. Куб в линейной перспективе с двумя точками схода лучей, строго по видео-уроку. Выполняется простым карандашом от руки (без линейки!)
    4. Дом и прилегающая к нему территория в линейной перспективе, без линейки по видео-уроку (цветные карандаши, фломастеры, краски - по желанию)
    1. РАБОТЫ СДАЕМ СРАЗУ В ЦВЕТЕ (БЕЗ ЭТАПА РАБОТЫ В КАРАНДАШЕ)
    2. СДАЕМ ВМЕСТЕ ВСЕМ КЛАССОМ НЕ ПО ОДНОМУ
    3. РАБОТЫ НА ПОЧТУ ОТПРАВЛЯЮТ ТОЛЬКО ТЕ КТО НАХОДИТСЯ НА БОЛЬНИЧНОМ
    4. НА СЛЕДУЮЩЕЙ НЕДЕЛИ МЫ УЖЕ ДОЛЖНЫ ПОНИМАТЬ КАКИМИ БУДУТ ВАШИ ЧЕТВЕРТНЫЕ ОЦЕНКИ
    Уважаемые ученики и их родители! 

    • Все рисунки должны быть обязательно подписаны: фамилия, имя, класс. 

    • Работы по темам сдаем командиру класса (или классному руководителю), командир сдает в 104 кабинет или на вахту. 

    • На электронную почту высылают работы только те ученики, которые находятся на больничном, все остальные сдают рисунки командиру класса.



Две части задания на тему: Воздушная перспектива

Техника безопасности

Здравствуйте, дорогие ученики!
Ребята, я настаиваю, чтобы вы при работе с карандашами пользовались точилками, а не канцелярским ножом, т.к. это может быть опасно!!!
Живопись не опасна, если вы соблюдаете несколько правил.

1. НЕ ПРОГЛАТЫВАТЬ КРАСКУ И РАЗБАВЛЕННУЮ КРАСКУ
Это звучит очевидно, но существует много художников, которые облизывают их кисти, чтобы сделать их заостренными. Не стоит. Купите хорошую, эластичную кисть, которая будет держать форму, и, если вам действительно нужно придать ей форму, используйте ваши пальцы. В магазине «Карандаш» такие кисти имеются.
Также: не путайте питьевые кружки со стаканами для красок. Звучит немного забавно, но это действительно серьезное правило.
2. НЕ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ПОВСЕДНЕВНУЮ КУХОННУЮ УТВАРЬ КАК ИНСТРУМЕНТ ДЛЯ РИСОВАНИЯ
Покупайте специальные инструменты для рисования. Если недорогая банка или стакан – все, что нужно для вашей безопасности, позвольте себе это, купите одну только для красок в магазине.
3. ИЗБАВЛЯТЬСЯ ОТ КРАСКИ И ТЩАТЕЛЬНО МЫТЬСЯ
В идеале мойте посуду, раковину и т.д. Следует очищать принадлежности для рисования в ванной, а не на кухне. И убеждаться в том, что вы не наплескали воды вокруг. Художники не моют вещи в раковине, и они должны быть уверены, что вокруг нет зубной щетки или еще чего-либо. Нужно осознавать накопительный эффект веществ с низкой токсичностью.
4. ЗАЩИЩАТЬ ОТ КРАСКИ ДОМАШНИХ ЖИВОТНЫХ
Если животное, особенно кошка, прыгает на палитру, трется о нее или дремлет в ней, поймайте ее до того, как она попытается вылизать ее. Поставьте стул обратно под стол, чтобы сделать поверхность стола менее доступной, и не наполняйте до предела банку с водой, чтобы избежать ее превращения в миску.
5. ЕСЛИ ВЫ СИЛЬНО ПАЧКАЕТЕСЬ КРАСКОЙ, ИСПОЛЬЗУЙТЕ НАРУКАВНИКИ И ФАРТУК
Есть люди, которые могут рисовать в перчатках. Есть и другие, которые моют руки каждый раз, когда они пачкаются. Главное — убеждаться, что краска не попала под ногти.
И однажды, узнав о риске, Вы приобретете соответствующие привычки…
Желаем творчества и вдохновения!

1. План урока
Здравствуйте, дорогие ученики 6 классов!
Задание выполняется на формате А4 – альбомный лист.
Как мы с Вами договаривались ранее, перед каникулами, работа над рисунком будет делиться на два этапа, за каждый Вы будете получать оценку.
·                    Перед началом работы Вам необходимо прочитать в моем блоге Технику Безопасности и отписаться на почту (когда будете отправлять рисунок в карандаше), что Вы ознакомились с ней.
·                    На первом этапе Вы открываете презентацию, знакомитесь с информацией в ней. В блоге всегда будут примеры рисунков на данную тему.

Выполненное задание в карандаше отправляется – до 17.04.2020
·                   
2. Презентация 

















3. Примеры рисунков на данную тему:












Задание по теме "Линейная перспектива.Часть 1" 

до 30 апреля

Здравствуйте, дорогие ученики 6-х классов!
Задание выполняется на формате А4 – альбомный лист, простой карандаш, ластик. Линейки НЕ ИСПОЛЬЗУЕМ! Работу выполняете одновременно со мной по видео-уроку! Жду от вас с рисунком обратной связи, на сколько вам понятна информация в видео-уроке?
Вы открываете презентацию, знакомитесь с информацией в ней.


Работы жду до 30.04.2020. ВАЖНО!!! 
Презентация:











Видео-урок по теме:



Дистанционное обучение. Апрель 2020 года.

Задание по теме "Линейная перспектива. Часть 2" 
до 12 мая

Дистанционное обучение. Май 2020 года.

Задание по теме "Дом. Часть 1" и "Дом. Часть 2" 
до 27 мая
Здравствуйте, дорогие ученики! 
 При работе в цвете обязательно прорабатываем фон, это повторение воздушной перспективы, что ближе к нам, то крупнее, более прорисовано и ярче по цвету. Чем дальше тем бледнее, меньше деталей, меньше размер.






Третья четверть


5 урок. Изображение головы человека в пространстве
Задание к 5 уроку с 8-15 февраля: 
Найти информацию о картине и её авторе, написать анализ картины по плану представленному ниже. Анализ картины отправляем как и тесты в гугл форме https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLSdIREB_gJ1PacmyuN5FkVrf9vf35aYkAriifOzHmQEXJ4AXTg/viewform?usp=sf_link 
Анализируем на выбор:

"Портрет балерины Т.П. Карсавиной", 1909 г.


"Портрет Е.И. Чаплица" Орест Кипренский, 19в.


План анализа

1. Введение

  • О каком произведении речь? Автор, название, дата, собрание, техника (в виде полноценных фраз, а не каталожной справки). Биографию пересказывать не нужно.

  • Вводные слова о периоде, стиле, эпохе…

    2. Описание и анализ произведения

  • Описание произведения.  Что изображено?  Жанр (портрет, натюрморт, пейзаж и т.д.), тема, сюжет.
  • Композиционная схема и её функции
    • размер
    • формат (вертикально и горизонтально вытянутый, квадратный, овальный, круглый, соотношение изображения и формата)
    • равновесие, соотношение частей изображения друг с другом и с целым,
    • последовательность рассматривания (на что сначала падает ваш взгляд, что рассматриваете дальше)
  • Светотень, объём  и их роль.
    • объём и плоскость
    • линия, силуэт
    • источники света, время суток, эффекты освещения
    • эмоциональное воздействие света и тени

    3. Заключение
    Повтор основных выводов, касающихся образа, смысла произведения.

  • 6 урок. Графический портретный рисунок
    Задание к 6 уроку с 15 февраля-1 марта:
    Выполнить копию картины, которую вы анализировали на листе А4 простым карандашом (можно мягкими материалами, углем)





    Вторая четверть

    4 урок. Итоговый тест за вторую четверть


    Первая четверть

    1 урок. Изобразительное искусство в семье пространственных искусств






    Задание:

    Изобразите зарисовку на свободную тему простым карандашом (работа должна соответствовать определению "зарисовка", т.е. нельзя срисовывать чужие идеи, например, из интернета)
    6 А,Г - выполненные работы заберу 7 сентября
    6 Б,В - выполненные работы заберу 10 сентября


    2 урок. Рисунок – основа изобразительного искусства

    в этом уроке мы еще раз закрепляем свои знания
    Свои первые идеи художник фиксирует в быстрых и приблизительных рисунках – набросках.
    Набросок – это произведение графики, живописи или скульптуры небольших размеров, бегло и быстро исполненное. Набросок может выполняться как с натуры, так и по памяти. Наглядным примером служит работа Ф.А.Малявина «Набросок. Карандаш».Здесь же показ детской работы. Прокомментировать.

    Затем художник делает зарисовку с натуры.
    Зарисовка с натуры – краткосрочный рисунок. Его задача брать с натуры самое главное, характерное, что даёт возможность легче запоминать и восстанавливать виденное.Показ рисунков М.А. Врубеля «Скачущий всадник « ,комментарий , сравнение с работой Ф.А.Малявина.

    Потом художник накапливает нужные наблюдения в рисунках – этюдах.
    Этюд – выполняется с натуры. В этюдах художники разрабатывают детали задуманного произведения. Показ студенческих  и детских работ близких по заданию.

    И, наконец, художник отыскивает будущую композицию произведения в рисунке – эскизе.
    Эскиз – подготовительный рисунок для более крупной работы. Продемонстрировать эскизы В.М.Васнецова «Витязь на распутье» Комментарий.










    Рисунок:
    -набросок-Быстрый рисунок   
    -зарисовка с натуры-Самое главное
    -этюд-Детали
    -эскиз-Почти законченный рисунок
                               Так же следует иметь хорошую мягкую резинку.

    Для рисования художники используют такие инструменты как:
    1)         карандаш;
    2)         резинка.
    Держат карандаш при рисовании особым образом, не так как при письме. (Продемонстрировать, как правильно держать карандаш при рисовании).
    Графитные  карандаши  выпускают  в большом  диапазоне  различных  степеней твердости. Более твердые обозначают буквой Т, более мягкие – М, средние – ТМ.
    (Демонстрация карандашей и пробы их твердости и мягкости на листе бумаги).
    Для рисования подходят более мягкие карандаши, так как они могут давать линии различной толщины.

    Задание!!!

    Зарисовка с натуры отдельных веточки рябины или осеннего листа.

    Если рассмотреть веточки деревьев и травянистых растений, вы должны отметить сразу все:

    1.     Пропорции
    2.     Формы
    3.     Цвет
    4.     Освещение
    Но так, как нарисовать предмет сразу, как его видишь, невозможно, необходимо прежде всего все детали привести к простейшей и характерной для неё форме. Попробуем разделить стебли и листья на группы.





      
         Алгоритм задания.
    Приступая к работе, вы должны не только уместить, но и красиво композиционно разместить на листе обобщенную форму рисуемого  предмет. 
    1.     Для этого предварительно легкими касаниями карандаша наметить границы будущего рисунка, определяя его высоту и ширину, а также взаимное расположение отдельных предметов.
    2.     Когда натура расположена и намечены её очертания, то следует находить и размешать основные части предмета, выявляющие форму (стебли, листья).
    ·        В процессе работы не следует сосредотачивать свое внимание на кончике карандаша, а нужно ориентироваться на всю изображаемую форму в целом.
    3.     Когда уточнены намеченные формы и выявлены отдельные и мелкие детали, необходимо подчеркнуть на рисунке характерные черты для предания ему выразительности (прожилки, тычинки и т.д.)
    4.     Слегка заштриховать, отметить свет и тень карандашами разной твердости.

    Работы класса сдают в 104 каб. командиры класса
    6 А,Г - выполненные работы заберу 14 сентября
    6 Б,В - выполненные работы заберу 17 сентября

    Примеры работ:




    3 урок. Линия и её выразительные возможности

    Выразительные средства графики, линия, характер линий, ритм линий, передача пространства.
    Задание 1:
    ·        Напишите своё полное имя письменными буквами обычным почерком.
    ·        Напишите своё имя стремительно, с сильным наклоном к строке, словно вы куда-то спешите.
    ·        А сейчас напишите имя так, словно вы экономите место, скупо, убористо.
    Сравните три варианта. Чем они отличаются.
    Если считать, что буквы и слова – это тоже линии, то они получились разными по характеру: спокойные, стремительные, скупые.

    Изобразите несколько линий на одном листе.
    • «Музыкальные»
    • «Лёгкие»
    • «Воздушные»
    • «Жесткие»
    • «Ломаные»
    • «Колючие»

    Просмотр полученных вариантов.
    - Какое настроение создаётся, когда вы видите музыкальные линии, колючие линии?
    - Разные по характеру линии создают определённое, настроение.
    Задание 2: Выполните зарисовку пейзажа, передавая через изображение деревьев  состояние природы; используйте разные выразительные возможности  линии:
    ·        сильные порывы ветра;
    ·        лёгкий шелест листвы;
    спокойствие.

    4 урок. Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен

    Композиция.
    Слово «композиция» в переводе с латинского буквально означает составление, связывание, соединение частей. Это построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением.
    Порой словом «композиция» называют картину как таковую – единое целое, т.е. рисунок, цвет, сюжет объединяются, в таком случае не важно к какому жанру относится картина и в какой манере выполнена, ее называют термином «композиция».
    В другом случае термин «композиция» означает один из основных элементов изобразительной грамоты, по которому строится, оценивается произведение искусства.
    Ритм во всех видах искусства – одно из важнейших средств выразительности композиции.
    Ритм – это чередование каких-либо элементов в определенной последовательности.
    Ритм в графике может быть задан линиями, пятнами света и тени. Можно использовать чередование одинаковых элементов композиции. С помощью ритма можно передать движение на плоскости. Ощущение движения можно создать:
    -если на рисунке использовать одну или несколько диагональных линий;
    -свободное пространство перед движущимся объектом дает возможность мысленно продолжить движение, как бы приглашая нас двигаться вместе с ним.
    Ощущение покоя можно создать:
    • если не использовать диагональные направления;
    • если перед движущимся объектом нет свободного пространства;
    • если объекты изображены в спокойных (статичных) позах, нет кульминации действия;
    если композиция является симметричной, уравновешенной или образует простые геометрические схемы (треугольник, круг, овал, квадрат, прямоугольник). 
    Существует два способа организации композиции:
    1.        сосредоточение внимания на отдельном предмете, окружающая среда подчиняется центру композиции и работает на него;
    2.        видение в целом без выделения отдельного предмета, при этом любые детали подчиняются целому, утрачивают свою самостоятельность. В такой композиции нет ни главного, ни второстепенного – это единый ансамбль.
    В процессе работы мы применим стилизацию.
    Стилизация означает декоративное обобщение и подчеркивание особенностей формы предметов с помощью ряда условных приемов. Можно упростить или усложнить форму, цвет, детали объекта, а также отказаться от передачи объема. 
    Однако упростить форму, вовсе не значит объединить ее, упростить – лишь подчеркнуть выразительные стороны, опустив мало значащие детали. Постараться максимально выразить, здесь достоверность не является главной задачей.
    Очень важным моментом в произведениях графического искусства является соотношение черных и белых пятен, их размер и ритм. Все эти вопросы решает композиция. Композиция, в свою очередь, строится, исходя из замысла художника, настроения, которое он хочет передать. Черные и белые пятна должны взаимно подчеркивать и выделять друг друга. Второстепенные элементы композиции – сероватые нейтральные оттенки.
    Для того чтобы декоративная композиция стала выразительной, она должна иметь композиционный центр, доминирующее пятно, которое может состоять из нескольких элементов или одного большого. В нашей декоративной композиции центром будет являться изображение ракушки или морского камушка.
    Благодаря причудливости форм ракушек они очень хороши для создания декоративных композиций. Здесь даже нет необходимости искать какой-либо свой декоративный ход – достаточно лишь разглядеть те эффекты, которыми наградила эти предметы природа.

    Морские и речные камешки имеют прожилки, вкрапления и очень свободную, обтекаемую, практически не повторяющуюся друг в друге форму – это и нужно взять на вооружение рисующему. 

    Задание: изобразить ракушку до 10 октября

    6 урок. Цвет в произведениях живописи

    Одним из любимых зрителями жанров изобразительного искусства является пейзаж. Художник в своих пейзажах  делится со зрителем радостью общения с природой, учит нас видеть красоту земли. С пейзажа начиналась любовь к Родине.
    Главными элементами всякого пейзажа являются земля, небо, вода, деревья. Чтобы уметь хорошо рисовать пейзаж, надо научиться рисовать эти элементы в особенности деревья.  Иначе рисунок  пейзажа превратится в набор безликих декоративных пятен - все деревья окажутся одинаковыми, и не будет чувствоваться  горизонтальность земли или воды, горы и облака потеряют свои характерные формы.
    В пейзаже должно чувствоваться уходящее   вдаль  пространство,  а каждый предмет, каждое дерево должно быть предоставлено своими характерными чертами. Надо дать как бы индивидуальный портрет дерева - ствол, ветви,  характер кроны,  листвы.
    Давайте рассмотрим репродукции и обратим внимание на композицию в пейзаже…
    что такое композиция?
    ЗАКОНОМЕРНАЯ организация всех элементов в одно целое называется композицией. Главной задачей художника, является создание композиционного центра картины, той точки к которой будет прикован взгляд зрителя.

    Создавая художественный образ - художник использует цветовую гамму, перспективу, передает объем и фактуру изображаемых элементов.  Выразительность композиции   картины во многом усиливается её цветовым решением. Нельзя передать, например, радость жизни холодными серо-синими тонами, и наоборот, сумрачное, подавленное состояние -светлой, теплой гаммой насыщенных цветов. В пейзажах ранней весны присутствуют как серые тона так и  солнечные дни характеризуются яркими насыщенными красками. В рисунке важно передать предельно точные отношения освещенных и затененных поверхностей.  Находясь под открытым небом, художник видит предметы, которые погружены в воздух. Чем дальше от наблюдателя в пространстве расположены видимые объекты, тем сильнее сказывается действие воздуха. Дальние планы заметно окрашиваются синими оттенками. 

    Задание: изобразить пейзаж до 15 октября
    примеры работ:
    Винтиш Ангелина, 6 Б


    Контрольная работа 6 класс I четверть - пройдите тест по ссылке: https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLSeyHim0KsGAfMJPwTUPkZnIS2FMb7oAaIf8yzVI1vvDpdxc4w/viewform?usp=sf_link

     7 урок. Объемные изображения в скульптуре

    - Скульптура – древнейший вид искусства, возникший на заре существования человечества. Что же представляет собой скульптура и чем она отличается от других видов искусства? (Слайд 1.) В живописи изображение создаётся красками на плоскости холста. Скульптура, в отличие от живописи, имен настоящий, реальный, а не изображённый объём. Круглую статую можно обойти и увидеть со всех сторон, оценив разные точки зрения. К скульптуре можно прикоснуться рукой, ощутить шероховатую или гладкую поверхность камня, округлость формы. Слово «скульптура» первоначально означало высекание, вырубание (ваяние) фигур из твёрдых материалов. Впоследствии этим понятием обозначались и произведения, создаваемые посредством лепки.
    Что изображает скульптура.
    - Основной предмет изображения в круглой скульптуре – человек, хотя иногда скульпторы изображают животных и птиц, а ещё реже – неодушевлённые предметы. (Слайд 2.) Возможности скульптуры существенно отличаются от возможностей живописи. В круглой скульптуре весьма сложно воспроизвести картины природы, нельзя показать особенности воздушной атмосферы. Изображая в основном только человека, скульпторы, тем не менее, умеют выразить в его телесной форме любые идеи – от лирических, задушевных до самых грандиозных и величественных. (Слайд 3.)
    Скульптура – не копия натуры.
    - Подобно любому из художников, скульптор должен уметь верно передавать натуру (т. е. собственно то, что является предметом изображения). Он должен хорошо знать строение человеческого тела, его пропорции, мускулатуру, уметь достоверно показывать движение. (Слайд 4.) но скульптор вовсе не стремится точно копировать то, что видит в жизни. Если сделать точную копию человеческого лица или фигуры, получится нечто весьма неприглядное – застывший, неживой двойник. Для того чтобы получилось произведение искусства, отражающее чувства и раздумья скульптора, необходимо отображать самое важное, существенное, убрать ненужные детали, а что-то выделить, подчеркнуть, преувеличить. Скульптор не копирует, он творит, создаёт новую форму. (Слайд 5.)
    Где можно встретить скульптуру.
    - Скульптура создаётся в мастерской скульптора, а встречается она повсюду – на улицах и площадях городов, среди зелени парков, на фасадах зданий, в тишине музейных залов и в комнатах современных квартир. Скульптор создаёт своё произведение в расчёте на определённое окружение. Место, где будет стоять скульптура, определяет её размер, материал, из которого она будет изготовлена, и художественные особенности её формы. 
    Виды скульптуры.
    Монументальная скульптура. 
    Монументальная (от латинского moneo – «напоминаю») скульптура – это памятники, воздвигнутые в честь исторического события или изображающие выдающегося человека. В них проявляется способность скульптуры воплощать в обобщённых образах великие идеи. Чем грандиознее замысел, там больше ваятель должен проявить творческой фантазии, чтобы добиться ясности и выразительности пластических форм.
     Парковая скульптура. 
    - Мраморные и бронзовые статуи часто встречают нас на аллеях старинных парков, украшают фонтаны. Такая скульптура обычно не выражает больших, значительных идей. Она служит для украшения природной среды: искусная рука ваятеля словно соревнуется с природой в создании совершенных форм.
    Скульптура малых форм. 
    - Скульптура может быть предназначена для жизни в интерьере. Это так называемая скульптура «малых форм». Такие статуэтки созданы для долгого рассматривания. «собеседования» с хозяевами дома. Их выполняют особенно тщательно, уделяя особое внимание мелким деталям и подробностям. У мелкой пластики чаще всего нет постамента, лишь иногда – небольшая подставка.
     Фасады дворцов и храмов (рельеф). 
    - Существует два основных вида пластики: круглая скульптура и рельеф. Их возможности и особенности очень сильно отличаются. Круглая скульптура «живёт» в свободном пространстве, её можно обойти и рассмотреть со всех сторон. Рельеф (от латинского rilievo – «выступ, выпуклость, подъём») подобен объемному рисунку, выполненного в глине или в камне. На ровной поверхности камня. Дерева или другого материала скульптор вылепливает, вырезает или высекает изображения фигур, предметов, нередко создавая сложные сюжетные композиции. При этом изображение остаётся связанным с фоном, выступает из него – выпукло или совсем чуть-чуть, оставаясь плоским.
    Скульптурные рельефы нередко являются частью декоративного убранства храмов и дворцов. Они непосредственно связаны с архитектурой, а их сюжеты часто «рассказывают нам о здании или о его хозяине.
    Виды рельефа. 
    - В зависимости от того, насколько объёмно изображение фигуры, насколько они связаны с фоном, выделяют два вида рельефа:
    ·         Барельеф – низкий, достаточно плоский рельеф. Используют на медалях и монетах, для украшения архитектурных сооружений.
    ·         Горельеф – высокий рельеф, скульптурное изображение отступает от фона и даётся почти в полный объём. В горельефе фигуры кажутся очень выпуклыми, почти круглыми. Иногда они выглядят как статуи, приставленные к плоскости гладкого фона.
    ·         Живописный рельеф – по своим особенностям напоминающий живописную картину.
    ·         Врезанный рельеф – изображение в таком рельефе не выступает над фоном, а, наоборот, уходит вглубь. Контуры и изображения словно процарапаны скульптором на поверхности камня.
    ·         Геммы – рельефы на драгоценных и полудрагоценных камнях, украшениях. Заглубленное изображение, врезанное вглубь твёрдого минерала, называется «инталия», а выпуклое, выступающее над поверхностью камня – «камея».
    Материалы скульптора. 
    - «Тот и не был скульптором. Кто скажет вам: мне всё равно: можно ту вещь исполнить и в мраморе, можно и в бронзе», - писал русский скульптор И. Ефимов. Каждый материал наделяет скульптуру своими качествами, словно отдаёт произведению частицу своей души. Все материалы скульптора можно разделить на мягкие и твёрдые.
    Мягкие материалы – это глина, пластилин, воск. Работая с этими материалами, скульптор, собственно говоря, занимается лепкой – он вылепливает, постепенно наращивая объём будущей статуи.
    Твёрдые материалы – различные камни – мрамор, известняк, песчаник, а также дерево и слоновая кость. Из твёрдого, прочного камня с древнейших времён высекали скульптуры гробниц и храмов.
    Металл – особняком среди материалов скульптора стоят металлы: бронза, медь, чугун и золото. Способ изготовления металлических скульптур особый – сначала создаётся модель будущего произведения, а затем с неё делают металлическую отливку.






























    Ребята, сейчас мы с Вами проходим перспективу. Что это? 
    Перспектива – это наука, которая помогает изображать на плоскости различные пространственные объекты, учитывая кажущиеся изменения их размеров, очертаний и светотени. Эта наука появилась в эпоху Ренессанса. В то время реализм достиг своего расцвета в изобразительном искусстве.

    Так, если мы смотрим на чашку во фронтальной плоскости (прямо), то нам кажется, что ее дно овальное, хотя на самом деле оно круглое. Или при взгляде на железнодорожные рельсы нам кажется, что они сходятся в одной точке, хотя в действительности они параллельны.

    Человек, который стоит близко к нам, будет казаться больше, чем дом, расположенный вдали. Гора, которая находится вдали от дома, будет казаться меньше, чем сам дом. Хотя в действительности она значительно крупнее его. Но нам кажется, что человек по размерам больше дома, а дом в свою очередь – больше горы. Это связано с тем, что близлежащие объекты кажутся больше, а объекты, расположенные на расстоянии – меньше.

    Как известно, железнодорожные рельсы расположены параллельно друг к другу. В действительности расстояние между двумя рельсами всегда неизменно. Точно так же все телеграфные столбы имеют одну и ту же высоту. Однако когда мы смотрим на рельсы, то видим, что с увеличением расстояния они «приближаются» друг к другу. А телеграфные столбы кажутся меньше по мере удаления. В конце концов, и столбы, и железнодорожные рельсы сходятся в одной точке, которая располагается на линии горизонта и называется точкой схождения параллельных прямых в перспективе.

    Существует простой способ определения центра квадрата или иной фигуры. Необходимо провести диагонали и они пересекутся в центре фигуры.

    Через точку А проведите линию, параллельную линии горизонта.
    На этой линии отметьте нужное вам количество ровных отрезков.
    Через последнюю отмеченную вами точку и угловую точку В проведите линию к линии горизонта (точка С).
    К полученной точке С проведите линии от каждой отмеченной вами точки.
    Там, где сходящиеся в точке С линии пересекут отрезок А-В, и будут точки, проведя через которые параллельные линии, вы получите желаемый результат.

    Если посмотреть вверх на высотные здания, то можно обнаружить, что центральная точка схождения расположена значительно выше линии горизонта.
    Если смотреть вниз, то основная точка схождения будет располагаться ниже линии горизонта.











    Перспектива — это изображение предметов так, как их видит человеческий глаз. Перспектива нам нужна для того, чтобы изображать предметы реалистично.
    Линейная перспектива – точная наука, которая учит изображать на плоскости предметы окружающей действительности так, чтобы создавалось впечатление реальности.
    Например: представим себе железную дорогу. Все знают, что рельсы лежат параллельно, а это значит, что они нигде не пересекаются.
    Но если мы встанем на пути и посмотрим вдаль, то будет казаться, что с удалением от нас, рельсы сходятся ближе, ближе, пока, наконец, не сольются в одну точку.
    То же самое можно увидеть, если выйти на прямой участок обычной дороги. Только здесь, вместо рельс будут сходиться края дороги. Точку, где рельсы или края дороги соединяются, называют "точкой схода". Эта точка всегда лежит на линии горизонта.
    Слово «горизонт» всем конечно, знакомо. Этим словом мы называем линию, отделяющую видимое небо от видимой земли.
    Линия горизонта – это линия, которая находится на уровне наших глаз. 
    Линия горизонта бывает высокой и низкой, это средство выразительности. Для передачи земных далей нужна высокая точка зрения, а когда линия горизонта расположена у нижнего края картины, мы видим просторы небес.
    Воздушная перспектива – изменение цвета предметов под воздействием воздушной среды и пространства, возникающие по мере удаления натуры от глаз наблюдателя. 
    А, что же происходит с предметами по мере их удаления?
    Они уменьшаются, меняется цвет.
    Давайте назовем основные правила линейной и воздушной перспективы: 
    1. Прямые, параллельные линии, на рисунке сходятся в одной точке.
    2. Предметы, уходящие вдаль, уменьшаются в размере.
    3. Чем дальше находятся друг от друга предметы, тем ближе они будут располагаться на рисунке.
    4. По мере удаления предметов цвет теряет свою насыщенность и контрастность, светлеет.
    5. Ближний план – теплый и контрастный, средний – тона мягче, дальний – светлый, обобщенный, все сливается в общей воздушной дымке.

    Вот несколько вдохновляющих видео:




    Комментарии

    1. Привет всем, я Иисус Маккинни из Техаса, и я просто хочу сказать очень громкое спасибо финансовым кредитным службам от Бенджамина Ли за их искренность, открытость, прозрачность, правдивость, любовь и поддержку во время и после получения от них ссуд. Я через многое прошел, и время не позволяет мне рассказать обо всем, через что я прошел онлайн в гостях или получить ссуду, чтобы получить дом здесь, в США, но Бог ответил на мои молитвы через поддержку и любовь со стороны Бенджамина Ли, который обнял меня и понял меня, несмотря на мои первоначальные сомнения и несерьезность, и с его добрым сердцем и любовью, я теперь являюсь владельцем дома через его 2 процентных ссудных фонда, и я клянусь распространить эту новость, а также рассказать миру, что все еще есть настоящие и Есть несколько хороших онлайн-кредитных компаний, которые могут помочь, а также оживить сухую кость. не упустите возможность послушать и прочитать это свидетельство, потому что это настоящий жизненный опыт, и любой, кто нуждается в таком изменении, не должен колебаться или сомневаться в этом потому что я доказал и клянусь богом на небесах, что эта история реальна, а также история моего опыта с ними. свяжитесь с ними сегодня. Текст в WhatsApp: (+1 989-394-3740) электронная почта: 247officedept@gmail.com

      ОтветитьУдалить

    Отправить комментарий

    Популярные сообщения из этого блога

    Макеты по ландшафтному дизайну, 7 классы

    Вторая часть рисунков, посвященных победе в Великой Отечественной войне

    Доступ к тестам