Пятые классы

Дистанционное обучение

Вторая четверть

4-5 урок. Гжель

Гжель – это название живописного подмосковного региона, что в 60-ти километрах от Москвы. Слово "гжель" сегодня невероятно популярно. С ним ассоциируется красотой гармония, сказка и быль. Фарфор с нарядной синей росписью и многоцветная майолика известны теперь не только в России, но и за ее пределами. Гжельские изделия привлекают к себе всех, кто любит прекрасное, богатой фантазией и гармоничностью, высоким профессионализмом их создателей. Гжель – это колыбель и основной центр русской керамики. Здесь сформировались ее лучшие черты и проявились высшие достижения народного искусства.

Сколько же лет этому русскому народному промыслу? Археологические исследования на территории Гжели подтверждают существование здесь гончарного ремесла с начала XIV века. И неудивительно, гжельская земля издавна была богата лесами, реками, высококачественными глинами, "которой нигде не видал я белизною превосходнее". С тех пор за свою более чем шестивековую историю Гжель переживала разные периоды.

На протяжении столетий гжельские крестьяне изготавливали предметы оптового обихода, изразцы, черепицу. Со второй половины XVIII века она прославилась выпуском майоликовой посуды. Это были изделия из цветных глин с яркой многоцветной росписью по белой эмали. В XIX веке гжельские мастера изобрели новый для себя материал и новую технологию: выпускали полуфаянс, затем фаянс и, наконец, фарфор. Особый интерес представляли изделия, расписанные в один цвет – синей подглизурной краской, наносимой кистью, с графической прорисовкой деталей. Выпуском фарфора и фаянса занимались многочисленные мелкие заводы и крупные предприятия.

Конец XIX – начало XX веков стали периодом глубокого кризиса. Казалось, гжельское искусство погибло навсегда. Послевоенное время связано с началом возрождения промысла и поиском своего образного языка. Для этого потребовались годы кропотливой и неустанной работы, обучение новых мастеров. В результате это привело к успеху.

Высокого художественного уровня Гжельская керамика достигла во 2-й половине 18 века, когда производившиеся до середины века "чёрные" (простые) и "муравленые" (поливные) гончарные изделия сменяются майоликой (квасники, кумганы, тарелки, игрушки и т.д.), с оригинальной многоцветной росписью по белой поливе, а иногда и с предельно обобщёнными лепными фигурками, отмеченными богатством фантазии и остротой видения народных мастеров.

С начала XIX в. Гжель перешла на производство фарфора, фаянса и полуфаянса (разновидность полуфаянса – "бронзовый товар" с нарядным золотистым люстром). В 1830-40 гг. в Гжели была сосредоточена почти половина всех фарфорофаянсовых предприятий России.

В XIX в. художественное своеобразие сохраняют украшенный одноцветной синей росписью полуфаянс и выпускавшуюся мелкими крестьянскими мастерскими фарфор – так называемый лубок (красочная дешёвая чайная посуда, полные народного юмора жанровые фигурки по лубочным картинкам).

В советское время гжельские предприятия изготовляют посуду, скульптуру, архитектурные детали. В 1972 году создано объединение "Гжель", на основе шести маленьких производств, расположенных в нескольких деревнях. Творческие группы разрабатывали новые образцы. Были созданы полностью новые формы изделий. Живопись стала более богатой, и выполняет художественные требования существующего дня.

Сегодня объединение "Гжель" – современное предприятие, в состав которого входят 6 производств с персоналом, состоящим из 1500 высококвалифицированных рабочих.

Гжель – это вазы, статуэтки, игрушки, изделия интерьера: камины, люстры и другие фарфоровые изделия. Продукты "Гжели" пользуются устойчивым спросом на Российском и международном рынке.

Гжель – это композиция народного искусства и художества. В производстве фарфора Гжель следует за старыми Российскими традициями в искусстве народа. Мастера Гжели расписывают каждое изделие только вручную. У Гжели собственный стиль – синие и голубые узоры и цветы, украшения на белом фоне. Роспись производится кобальтом, который в ходе технологического процесса приобретает характерный для Гжели синий цвет. 





















Задание:

На альбомном листе изобразите форму кувшина или разноса. Наметьте орнамент и узоры. Попробуйте гуашью или акварелью нанести бело-сине-голубые узоры, характерные для гжель.



Примеры работ:






2-3 урок. Древние образы в современных       народных игрушках

1. Филимоновская игрушка 

Орнамент росписи филимоновских игрушек простой: чередующиеся полоски, точки, круги, овалы, звездочки, треугольники. Детали росписи можно расшифровать: круг - это солнце, треугольник - это земля, елочки и ростки - символ растительности и жизни. Простой и легкий узор хорошо сочетается с изящными, вытянутыми формами свистульки. Все узоры напоминают нам о связях человека и природы.

Любимые цвета филимоновской игрушки – интенсивный красный и малиновый. Они горят еще ярче от соседства темно-синего и зеленого.

Пестрые декоративные узоры наносят куриным перышком прямо на поверхность обожженной глины, так как с кисточки краска к чистой глине не пристает.

2. Каргопольская игрушка 

Роспись каргопольской игрушки очень выразительна и проста. Традиционный набор элементов и цветов данного промысла сохраняет прочную связь с древними мотивами. Символы солнца – большие огненные круги, кресты, кольца, мотивы зерен, хлебных колосьев и веточек растений. Все эти элементы изображены в естественных тонах, приближенных к натуральным природным оттенкам.

3. Дымковская игрушка 

Дымковскую игрушку, покоряющую своей простотой и незамысловатостью образа, нельзя спутать с другими лепными народными игрушками благодаря ее колориту. Это, прежде всего, снежной белизны фон, по которому написан простой узор геометрического характера: кружки, точки, полоски. В декоре преобладают насыщенные цвета: красно-алый, малиновый, синий, золотисто-желтый, фиолетовый, особенно празднично сияющие на белом фоне игрушек.

Если внимательно присмотреться к глиняным фигуркам птиц, зверей, людей, можно увидеть, как экономно и продуманно использует мастер выразительные средства орнамента, чтобы рассказать о красоте оперения птиц, нарядной одежде барынь. Кажется, что в облике дымковской игрушки невольно находит отражение природа тех мест, где родились эти удивительные произведения искусства. Невольно представляешь заснеженные сугробы, белизну которых подчеркивают синие птицы.

На морозе лица людей украшает румянец. На фоне освещенного снега особенно ярко звучит цвет одежды.

Отличительные особенности народных глиняных игрушек

 

форма

орнамент росписи

основные цвета, 
используемые в росписи

Филимоновские
игрушки

имеют вытянутые пропорции, мягкие очертания формы, они выглядят изящными, стройными

чередующиеся полоски, точки, круги, овалы, звездочки,  треугольники;

бывают и сложные узоры, особенно на юбках у барынь: ветвистая «елочка», яркая «ягодка», лучистая «звездочка» или яркое «солнышко»

малиново-красный, желтый, темно-синий, изумрудно-зеленый

Каргопольские
игрушки

приземисты; они кажутся неуклюжими и тяжеловатыми

древние символы Солнца – большие огненно-красные круги, кольца, мотивы зерен, хлебных колосьев, веточек растений, точки, перекрещивающиеся линии, разноцветные черточки

черный, красный, желтый, бледно-зеленый, синий

Дымковские игрушки

монолитны, силуэт фигурок отличается мягкой плавностью и округлостью

кружочки, прямые и волнистые полоски, клеточки, пятна, точки

малиновый, красный, зеленый, желтый, оранжевый, синий и даже золотой


Родина Дымковской игрушки-Кировская область










  Родина Филимоновской игрушки-Тульская область








Родина Каргопольской  игрушки-Архангельская область










Задание с 15-29 ноября: нарисовать 2 фигурки в одном русском народном образе (конь, женская фигура-матушка земля, птица - символ счастья, древо жизни - символ плодородия) в разных стилях чтобы было видно отличие стилей друг от друга. Например, дымковская и филимоновская игрушки, каргопольская и дымковская, филимоновская и каргопольская.
Выполнять работу желательно красками.
Работы выполняются строго на А4 - альбомный лист, меньший формат не принимается*
Примеры работ:


Михайлова Надежда  5"В" класс



Задание выполняется в соответствии с практической частью из данной презентации.
Фото выполненной работы отправляем на электронною почту rito4ka.55@mail.ru. В теме письма пишем фамилию, имя и свой класс с буквой. За не подписанные работы оценки не появятся в журнале.
Работу присылаем в день вашего урока ИЗО по расписанию.

1 урок. Русская народная вышивка (08.11.21-12.11.21)



Задание с 08-12 ноября: выполнить поэтапно-расписанную работу ниже. Для выполнения работы понадобится: клей ПВА/клей карандаш, ножницы (соблюдаем технику безопасности), простой карандаш, ластик, гуашь/акварель (цветные карандаши, фломастеры)

Работы выполняются строго на А4 - альбомный лист, меньший формат не принимается*

Примеры работ:









4 урок. Итоговый тест за вторую четверть

Проходим тест по ссылке:




Четвертая четверть:

1. Рисунок на тему "День космонавтики"(цветные карандаши, фломастеры, краски - по желанию)
2. Работа над картиной на тему Второй мировой войны, можно взять сюжет для картины из литературного произведения или биографии героя войны (акварель, гуашь)
3. Пейзаж, выполняется строго по видео-уроку на блоге(акварелью)
4. Изображение ласточки, строго по видео-уроку (акварелью)
1. РАБОТЫ СДАЕМ СРАЗУ В ЦВЕТЕ (БЕЗ ЭТАПА РАБОТЫ В КАРАНДАШЕ)
2. СДАЕМ ВМЕСТЕ ВСЕМ КЛАССОМ НЕ ПО ОДНОМУ
3. РАБОТЫ НА ПОЧТУ ОТПРАВЛЯЮТ ТОЛЬКО ТЕ КТО НАХОДИТСЯ НА БОЛЬНИЧНОМ
4. НА СЛЕДУЮЩЕЙ НЕДЕЛИ МЫ УЖЕ ДОЛЖНЫ ПОНИМАТЬ КАКИМИ БУДУТ ВАШИ ЧЕТВЕРТНЫЕ ОЦЕНКИ
Уважаемые ученики и их родители! 

  • Все рисунки должны быть обязательно подписаны: фамилия, имя, класс. 

  • Работы по темам сдаем командиру класса (или классному руководителю), командир сдает в 104 кабинет или на вахту. 

  • На электронную почту высылают работы только те ученики, которые находятся на больничном, все остальные сдают рисунки командиру класса.

1 урок. Рисунок ко Дню Космонавтики

*Рисунки выполненные без помощи взрослых, с интересной задумкой, композицией и не срисованные с интернета, будут размещены на сайте школы и соц.сетях нашей школы.
Работы сдаем с 29.03-09.04 в 104 кабинет, в папках класса.

День космонавтики – праздник, приуроченный к первому в мире полету советского человека в космос. В торжестве принимают участие космонавты, инженеры и разработчики пилотируемой техники, вспомогательный персонал, научные сотрудники, военные, занятые в оборонных и разведывательных космических программах, работники авиационных и ракетостроительных предприятий, студенты, преподаватели и выпускники ВУЗов, связанных с аэрокосмической техникой и космосом.

В 2021 году День космонавтики отмечается в России 12 апреля и проходит 60 раз.

Значение праздника – почтить памятную дату – первый полет человека в космос, который состоялся 12.04.1961.

В День космонавтики проходит международный праздник «Юрьева ночь», который включает фестивали, выставки космической техники, научные конференции и лекции. Работники космической отрасли принимают поздравления от первых лиц страны, друзей родственников. Им вручают грамоты и дипломы. К празднику приурочивают запуски моделей космических ракет.

Задание:

Зрительный ряд:

















2 урок. Две части задания на тему: Великая Отечественная Война


1. План урока
Здравствуйте, дорогие ученики 5-х классов!
Задание выполняется на формате А4 – альбомный лист или на А3 (если у Вас есть).
Как мы с Вами договаривались ранее, перед каникулами, работа над рисунком будет делиться на два этапа, за каждый Вы будете получать оценку.
·                    Перед началом работы Вам необходимо прочитать в моем блоге Технику Безопасности и отписаться на почту (когда будете отправлять рисунок в карандаше), что Вы ознакомились с ней.
·                    На первом этапе Вы открываете презентацию, знакомитесь с информацией в ней.
Ваше задание: Создать иллюстрацию по биографии человека или к стихотворению, рассказу на тему Великой Отечественной Войны – Вы выбираете текст, к которому создаете иллюстрацию самостоятельно. Ребята, в этой работе не должно быть никого текста на рисунке! Постарайтесь не срисовывать чужие идей, изобразите свои идеи. Постарайтесь не изображать военную технику, рисуйте людей (их эмоции, переживания).
В блоге всегда будут примеры рисунков на данную тему. Обратите внимание на видео-урок «Пропорции лица. Часть 1» и «Пропорции лица. Часть 2», «Пропорции человека во весь рост».

Второй этап работы отправляется мне на почту до 17.04.2021.
2. Презентация






3. Мои видео-уроки 

 Пропорции лица. Часть 1. 


Пропорции Лица. Часть 2


Пропорции человека во весь рост


4. Примеры рисунков на данную тему:






































Задание до 30 апреля в карандаше на тему: "Пейзаж"

Здравствуйте, дорогие ученики 5-х классов!
Задание выполняется на формате А4 – альбомный лист.
Вы открываете видео-урок «Пейзаж» и рисуете одновременно со мной точно такой же рисунок как в видео-уроке.
Ниже приведены примеры работ.
Рисунок выполняется простым карандашом, никаких ручек и фломастеров!

Задание в цвете будем выполнять уже в месяце мае!






Дистанционное обучение. Апрель 2020 года.

Задание до 12 мая в цвете на тему: "Пейзаж"

Здравствуйте! У меня пропал кусочек видео, где я небо прокрашиваю. В начале работы смачиваем все цвета акварели, чтобы цвет был светлее без белой краски берем на кисть больше воды чем цвета. Все оттенки на кисточки проверяем на черновике. Если у вас нет акварельных красок, все равно смотрите видео-урок! Принцип работы цветными карандашами (на случай отсутствия красок) тот же, что и акварелью.


Дистанционное обучение. Май 2020 года.

Задание до 27 мая на тему: "Ласточка"

Здравствуйте, дорогие ученики! 
 При работе в над рисунком все выполняем по видео-уроку.













Третья четверть. В этой четверти будем знакомится с древней культурой и искусством зарубежных стран

1 урок. "Зачем людям украшения"

– Сегодня мы с вами должны будем ответить на вопрос. Зачем людям украшения и посмотреть какую роль играет декор в положении человека в обществе. (Слайд 1) Люди украшали себя с давних времен. Когда еще не было никакой другой одежды, кроме шкур животных, были украшения из ракушек и клыков животных. (Слайд 2)

– А какие украшения сейчас используют люди?
– Бусы, серьги, перстни и т. п.
Украшение тела называют боди-арт. (Слайд 3) Выделяют различные виды боди – арта. Мы с вами поговорим о шрамировании и росписи по телу. До сих пор люди украшают себя шрамами.
– Для чего они делают шрамы? (Те люди, которые уже имеют шрамы, желают их замаскировать).
– В Гвинее есть племена, которые до сих пор этим занимаются. С какой целью они это делают?

– Представители древних африканских племен наносили на тело шрамы с целью обозначения своего социального статуса или в процессе ритуальных обрядов. Ритуал нанесения шрамов был у них развит для отличия принадлежности человека к какому-либо племени. У некоторых племён он был ритуалом принятия в мужчины и воины. Посмотрите, как украшали себя в древности (Слайды 4-5)


– А для чего делали роспись по телу в древности? (Слайд 6)
– В племенах показывают социальный статус. По используемым цветам и узорам можно легко узнать, к какому племени он принадлежит, с кем это племя ведёт войну и многую другую информацию. Посмотрите современную роспись тела (Слайд 8), её выполняют натуральными красителями.
– В наше время, где можно встретить роспись по телу, лицу? (Слайд 8) – Цирк, театр, вечеринки, футбольные матчи, ночные клубы, проведение профессиональных конкурсов и фестивалей т.д.



– В наше время, с какой целью делают роспись по телу?
– Клоуны в цирке, актеры в театре делают макияж для создания образа. ( Слайд 9) В основном, роспись используется для эстетических целей.


Вывод: В древности росписью по телу и лицу люди пытались защитить себя и устрашить врагов. А в современном мире – для красоты, привлечения к себе внимания. 
С тех пор, когда появились вожди в племени, и возникло неравенство, появилось множество изобразительных знаков отличия одних людей от других. Украшалось жилище вождя, оружие, конская сбруя и, конечно, сам вождь как человек особенный. Декоративные узоры и знаки, изображенные в вышивке, чеканке, гравировке, воплотили в себе древние представления людей об окружающем их мире. У любого народа были боги, духи, олицетворяющие явления природы. Люди хотели призвать к себе силы добра и света и защититься от злых сил. В разные эпохи разные народы окружали себя оригинальными предметами и создавали свой костюм

Задание: Изобразите на альбомном листе человека во весь рост (воспользуйтесь для этого моим видео-уроком),

создайте для этого человека полноценный образ в любом стиле или направлении (одежда, обувь, макияж, аксессуары и т.д.).
Материал выполнения: альбомный лист А4, простой карандаш, ластик, цветные карандаши/фломастеры/краски.
Срок выполнения:11-22 января

Примеры работ:





2 урок. "Зачем людям украшения"

Наш путь лежит в Древний Египет – удивительную, полную загадок и чудес страну, одну из первых цивилизаций, отдаленную от нас несколькими тысячелетиями. (Слайд 1) Именно с нее вы начинаете изучать историю древних государств.


– Что вы знаете о Древнем Египте? 
– (Это страна пирамид-усыпальниц фараонов царей Древнего Египта). (Слайд 2) 
– В этой стране люди поклонялись большому количеству богов, многие из которых были похожи на животных. (Слайд 3) О том, как жили древние египтяне, во что верили, какую носили одежду, мы узнаем, рассматривая и изучая дошедшие до нас рельефы и росписи на стенах пирамид, храмов, саркофагов Древнего Египта. (Слайд 4)






Пояс

Одним из первых элементов одежды, который стали украшать, стал пояс. Пояс – важная часть костюма. (Слайд 8) У Древних Египтян пояс  держал одежду. А в других странах, например: у Древних Греков «подпоясаться» означало вооружиться, собраться в поход. К поясу крепились нож, колчан со стрелами, меч. В эпоху огнестрельного оружия – пистолеты, пороховница, огниво. У многих народов пояс был символом мужества. У эскимосов сватовство начиналось с того, что жених дарил невесте пояс, инкрустированный охотничьими трофеями – резцами моржей, белых медведей. Этот подарок «обещал» невесте жизнь в сытости и достатке. В Азербайджане пояс, покрытый золотыми монетами, считался семейной реликвией и передавался из поколения в поколение.


Головной убор

Особое место в костюме занимал головной убор. Слово «убор» означает убрать, т.е. украсить. 
У древних народов головной убор имел больше символическое значение, чем функциональное. Двойная шапка египетского, фараона символизирует его власть над Верхним и Нижним Царствами. (Слайд 9) 
Египетская одежда на протяжении многих столетий остается неизменной. Речь идет только о двух типах одежды: мужской и женской. Но и здесь существуют точные законы.







Задание: Изобразите на альбомном листе, крупно любой древнеегипетский аксессуар.

Материал выполнения: альбомный лист А4, простой карандаш, ластик, цветные карандаши/фломастеры/краски.
Срок выполнения:25-29 января

Примеры работ:





3, 4 урок. "Роль декоративного искусства в жизни древнего общества"

Тема нашего урока: «Греческая вазопись». На уроке мы с вами вспомним материал, который вы изучили по истории Древнего мира, о греческой культуре. Познакомимся с греческой вазописью особенностями её выполнения и выполним эскиз вазы.

Давайте сейчас мы с вами вспомним уроки древней истории 

Вопрос: На каком полуострове расположена Древняя Греция?

Ответ: Древняя Греция расположена на Балканском полуострове.

Вопрос: В какой части Греции находится город Афины?

Ответ: Аттика

Вопрос: Чем знаменит город Афины?

Ответ: Афины – один из прекраснейших городов Древней Греции известен своей архитектурой (Парфенон, храм Афины Ники, произведениями скульптуры (бронзовая статуя Афины и статуя Зевса работы Фидия).

Сегодня нас интересует один из районов города – Керамик.

Керамик – район, где жили гончары, где располагались гончарные мастерские. Узкие, намощенные улочки Керамика извились между глухими стенами домов с запертыми калитками. Тротуаров не было. Горожане выливали помои и выбрасывали отходы прямо на улицу. Вечером из-за грязи и зловонных луж по Керамику нельзя было ходить, не освещая дорогу смоляными факелами. Тем не менее, Керамик был известен далеко за пределами Эллады: в однообразных крытых черепицей домах жили искусные гончары и художники, создававшие великолепные расписные вазы.

Вопрос: Что означает слово «керамика»?

Ответ: Изделия, которые лепили из глины, а затем обжигали.

Керамика была спутницей всей жизни античного человека. Она стояла у его колыбели, с него делали первый глоток. Она украшала даже самую бедную хижину. В ней хранили семейные припасы. Она была наградой победителю на играх. Греческие гончары (люди изготавливали из глины вазы), занимавшие целые кварталы, города, изготавливали из глины самые разнообразные по форме, величине и назначению сосуды.

Мы с вами сегодня познакомимся лишь с несколькими основными формами греческих ваз, а на самом деле их существует более сотни. Назначение вазы диктовало ее форму, которая, в свою очередь, определяла метод формовки. Почти все аттические вазы делились для содержания в них трех различных жидкостей, наиболее важных в жизни греков вина, воды и оливкового масла. Наиболее часто требовалась посуда для хранения вина. Давайте рассмотрим рисунки греческих ваз.

(Таблица «Виды греческих ваз»)

Самый распространённый греческий сосуд – амфора.

Амфора –ваза с двумя крепкими вертикальными ручками в них просовывались две деревянные палки и носили её вдвоем. В амфоры наливали вино и воду, в них хранили и перевозили зерно, они могли быть самых разнообразных размеров.

Канфар  – чаша для вина.

Ойнохоя  – кувшин для воды или вина.

Кратер  – с широким горлом для смешивания вина с водой.

Гидрия  – кувшин для ношения воды с тремя ручками, чтобы поднимать на голову, и третьей – вертикальной, чтобы снимать с головы.

Лекиф  – высокая цилиндрическая ваза с узкой шейкой, чашевидным устьем и одной ручкой, обычно употреблялся для оливкового масла. Узкая шейка позволяла лить масло тонкой струйкой; устье имело острый край на внутренней стороне для того, чтобы масло не капало при наливании.

Скифос  – большая чаша для вина. Греки пили вино, разбавляя его водой, пить неразбавленное вино, считалось дурным тоном и называлось «пить по-скифски»

Киаф  – черпак для разбавленного вина.

Килики  – чаши для питья, плоские, с ножкой и двумя ручками  (самая распространённая)

Пелика  – сосуд для хранения.

Слова «сосуды», «посуда» на латинском – вазы. Мы с вами знаем, что в Древней Греции вазы изготавливали из обожженной глины. 

Вопрос: Ребята, как вы думаете, что такое вазопись 

Ответ: Вазопись – роспись керамических (от греческого «керамос» - глина) сосудов. 

На древнегреческих вазах можно выделить орнамент и картину – сюжетную роспись. (Таблица «Виды орнаментов»)

Вопрос: Давайте вспомним, что называется орнаментом?

Ответ: Орнамент – это повторяющихся рисунок.

Греческие сосуды покрыты орнаментом. Орнаментом украшали менее важные части вазы – ножку и горлышко.

Очень распространен был меандр – в виде ломаной или кривой линии с завитками. Есть предание, что давно в Греции люди увидели с высокого холма русло реки. Оно извивалось, и было похоже на петлю. Так возник знаменитый греческий орнамент.

Любили греки изображать волну – это водная стихия, очищения.

Орнамент - пальметта. Он представлял собой узор из листьев, напоминающихся листья пальмы.

Бутон лотоса – символ жизни.

Главную часть сосуда, его тулово, занимает картина – сюжетная роспись, на которой изображены жанровые и мифологические сцены. По ним мы можем составить представление о том, как выглядели древние греки, об их одежде, обычаях – ведь картины на вазах изображали и мифологических героев, бытовые и спортивные сцены. В росписях прославляли именно то, что больше всего ценили, чему поклонялись. А поклонялись совершенству и красоте человека. 

Вопрос: Посмотрите  по форме греческие вазы похожи, а чем они отличаются друг от друга?

Рассмотрим стили росписи сосудов. Принято выделять два стиля вазописи (Запись в рабочую тетрадь).

  • чёрнофигурная – (демонстрация) фон оставался красным, фигуры покрывались чёрным лаком, а по чёрному изображению процарапывались светлые линии складок одежды и черт лица.

  • краснофигурная – (демонстрация) фон заливался чёрным лаком, а фигуры оставались красным цветом, и на них наносились чёрные линии, складок одежды и прочие подробности.

 

Самой излюбленной темой для греческих живописцев была замечательная мифология греков, насыщенная богами, героями и фантастическими существами

Медуза Горгона – женщина, на голове которой вместо волос клубились змеи, химера с телом льва, козы и дракона, девятиголовая гидра.

Самые знаменитые вазы – «Ахилл и Аякс, играющие в кости», Геракл, борющийся с лернейской гидрой», «Геракл, в битве со львом» и др.

Прекрасные расписные вазы были любимы греками и известны далеко за пределами Греции. К сожалению, время не пощадило античные вазы – многие из них разбились. Но благодаря кропотливому труду археологов некоторые вазы удалось склеить, и по сей день, они радуют нас совершенными формами и блеском черного лака. Самая большая коллекция древнегреческих ваз находится в Эрмитаже. 

 









Задание с 1-16 февраля: Ребята, сегодня вам представляется возможность побывать в роли «греческих гончаров и живописцев». Только свои вазы будете выполнять не из глины, а вырежете из бумаги и распишите её. Вам необходимо из красной или чёрной бумаги вырезать форму вазы (на выбор), наклеить на лист цветного картона и расписать акварелью или гуашью в стиле греческой росписи.

 Примеры работ:

5-6 урок. Одежда «говорит» о человеке 


1.  Япония – островное государство. Острова находятся в Тихом океане. Жители этого государства  первыми встречают лучи восходящего Солнца. Японцы называют Японию – «Ниппон», что означает «Страна восходящего Солнца».  Покровительница государства в древне-японской мифологии – Богиня Солнца  Аматерасу.



Существуют определенные признаки, по которым, мы можем судить и говорить о стране. Например, это государственные символы: флаг, герб, гимн (в России они тоже существуют).




3.  В Японии существуют определенные правила жестикуляции, и чем сдержаннее человек, тем больше уважения он вызывает, поэтому похлопывание по плечу и хватание за руку в Японии не вызывает радости.


4.  Ни одна страна в мире не может сравниться с Японией по числу Государственных праздников  – их в Японии 15. Например: 5 мая – День детей.  В этот день дома украшают бумажными карпами и цветными куклами. 11 февраля – день освоения государства. Пожалуй, только в Японии существуют праздники цветов и деревьев. Особо почитаемым до сих пор остается праздник цветения сакуры (вишни).

5.  В Японии популярны  бейсбол, футбол, некоторые виды боевых искусств (дзюдо, карате). Основой японской кухни является рис,  рыба,  особое место занимает японская чайная церемония.

6. Япония играет ведущую роль в мировой политике, является лидером в области автомобилестроения, вагоностроения и электронной промышленности.

7. Основную одежду, как мужчин, так и женщин этой страны составляет свободная накидка, подвязанная широким поясом – оби. Данный вид накидки называется кимоно, что означает «Вещь для носки». К кимоно относилось раньше все – от короткого халата до самого изысканного туалета. Кимоно тщательно подбирали в соответствии со временем года или определенного события.






В японском  характере есть одна черта – это умение замечать и ценить даже самые малые проявления прекрасного. 
С древних времен все, что окружало японца, становилось предметом любования – алые листья клена, журчащий ручеек. Жить в гармонии с природой для японца – это закон жизни. Они очень бережно к ней относятся, поэтому в Японии существует много праздников, посвященных деревьям и цветам. 
И здесь надо  назвать знаменитую японскую вишню – сакуру, воспетую в поэзии, в картинах художников разных поколений. Каждый японский дом в период цветения сакуры украшает дом ее прекрасными цветами, помещенными в специальные  цветочницы или вазы.





Существуют определенные признаки, по которым, мы можем судить и говорить о стране. Например, это государственные символы: флаг, герб, гимн (в России они тоже существуют).

Но есть и другие символы: своеобразные архитектурные постройки – пагоды, национальная одежда – кимоно.




«Сакура видна по цветам» и японцы часами любуются прелестью весеннего дня, когда на ветвях сакуры распускаются белые, желто-розовые и кремовые лепестки  «Слива цветет – запах хорош, вишня цветет  – глаз не оторвешь» – гласит японская пословица.

Нигде, вероятно, не существует столь своеобразного и едва ли, не всенародного культа, как культ цветения сакуры в Японии. Живая ветка сакуры, которая как бы служит символом богатого и своеобразного растительного мира этой островной страны, полнее, всего, пожалуй, отображает эстетический вкус японского народа.











Задание с 16 февраля-2 марта: Ребята, ваша задача использовать 1/3 альбомного листа А4 по вертикали, наметить карандашом ветку сакуры, затем проработать эту ветку сакуры и цветы на ней акварелью. После высыхания работы, если требуется еще раз прорисовать детали. Приклеить на А4 цветного картона (не глянцевого). Слева и справа на от изображения сакуры на цветном картоне в столбик написать свое имя и фамилию русским языком. Но используя для этого стилизованный шрифт под японские иероглифы.   


Примеры работ:





7-8 урок. "О чём рассказывают гербы и эмблемы?"

Задание с 2 марта-19 марта: Ребята, ваше задание состоит в создании собственного герба, в основу которого войдут традиционная форма герба в виде щита (форма на ваш выбор), щитодержатели в виде животных, предметов, девиз, мантия, корона. Ваш герб должен отражать ваш внутренний мир, взгляды на жизнь, хобби и т.д.

История возникновения знаков и символов.

Изобретение и использование всякого рода знаков и символов свойственно человеку. Обычай избрания для себя или для своего рода и племени особого отличительного знака имеет очень глубокие корни и распространен повсюду в мире. Он происходит из родового строя и особого миросозерцания, свойственного всем народам в первобытный период их истории. Они являются неотъемлемой частью оформления гербов. Яркое и красочное искусство геральдики развилось в мрачные времена упадка культуры и экономики, наступившего в Европе с гибелью Римской империи и утверждением христианской религии, когда возник феодализм и сложилась система наследственной аристократии. Несколько факторов способствовало появлению гербов. В первую очередь - феодализм и крестовые походы, но породил их уничтожающий и животворящий огонь войны.






Родовые знаки и символы называются тотемами; они - самые близкие родственники гербов. Термин "тотем" происходит из Северной Америки, и на языке индейцев оджибве слово "ототем" означает понятие "его род". Обычай тотемизма состоит в избрании родом или племенем какого-либо животного или растения в качестве прародителя и покровителя, от которого все члены племени ведут свое происхождение. Этот обычай существовал у древних народов, однако и в наши дни принят среди племен, ведущих первобытный образ жизни. У древних славян тоже были тотемы - священные животные, деревья, растения - от названий которых, как предполагается, происходят некоторые современные русские фамилии. Среди азиатских народов тюркского и монгольского происхождения существует аналогичный обычай "тамга". Тамга - это знак родовой принадлежности, изображение животного, птицы или оружия, принимаемого каждым племенем в качестве символа, который изображается на знаменах, эмблемах, выжигается на шкуре животных, и даже наносится на тело. У киргизов существует предание, что тамги были присвоены отдельным родам самим Чингисханом, вместе с "уранами" - боевыми кличами (которые использовались и европейскими рыцарями, из-за чего попали затем на гербы в виде девизов) Прообразы гербов - различные символические изображения, помещаемые на военные доспехи, знамена, перстни и личные вещи - применялись еще в древности.






В произведениях Гомера, Вергилия, Плиния и других античных авторов встречаются свидетельства использования таких знаков. И легендарные герои, и реальные исторические личности, например, цари и полководцы, часто имели личные эмблемы. Так, шлем Александра Македонского украшал морской конь (гиппокамп), шлем Ахиллеса - орёл, шлем царя Нумибии Масиниссы - пес, шлем римского императора Каракаллы - орел. Щиты также украшались разнообразными эмблемами, например, изображением отсеченной головы Медузы Горгоны. Но эти знаки использовались как украшение, произвольно менялись владельцами, не передавались по наследству и не подчинялись никаким правилам. Лишь некоторые эмблемы островов и городов античного мира использовались постоянно - на монетах, медалях и печатях. Эмблемой Афин была сова, Коринфа - Пегас, Самоса - павлин, острова Родос - роза. В этом уже можно усмотреть зачатки государственной геральдики. Большинство древних цивилизаций имело в своей культуре некоторые элементы геральдики, например систему печатей или штампов, которая в дальнейшем неразрывно будет связана с геральдикой. В Ассирии, Вавилонской империи и в древнем Египте печати использовались так же, как и в средневековой Европе - для удостоверения документов. Эти знаки выдавливались в глине, вырезались в камне и отпечатывались на папирусе. Уже в третьем тысячелетии до нашей эры существовал "герб" шумерских государств - орёл с львиной головой. Эмблемой Египта была змея, Армении - коронованный лев, Персии - орёл. Впоследствии орёл станет гербом Рима. "Гербом" Византии фактически был двуглавый орёл, заимствованный позднее некоторыми европейскими государствами, в том числе и Россией.Считается, что гербы появились в X веке, но выяснить точную дату сложно. Первые гербы, изображённые на печатях, приложенных к документам, относятся к XI веку. Древнейшие гербовые печати помещены на брачном договоре 1000 года, заключённом Санчо, инфантом Кастильским, с Вильгельминой, дочерью Гастона II, виконта Беарнского. Следует иметь в виду, что в эпоху поголовной неграмотности использование гербового знака для подписи и для обозначения собственности было для многих единственным способом заверить документ своим именем. Такой опознавательный знак был понятен и неграмотному человеку (вполне возможно, что гербы появились сначала на печатях, а уже затем на оружии и одежде).

Цвет в гербе имеет символическое значение

·         золотой – богатство, сила

·         серебряный – невинность, чистота

·         голубой  – величие, красота, ясность

·         красный  – храбрость, мужество

·         зеленый  – надежда, изобилие, свобода

·         чёрный  – скромность, учёность, печаль

·         пурпурный – достаток, могущество, щедрость

 

На поле щита есть изображения: животные, мифологические существа, оружие. Каждое  несёт в себе определённый смысл.

·         лев – сила, мужество, великодушие

·         орёл – власть, господство и вместе с тем великодушие и прозорливость

·         конь – храбрость льва, зоркость орла, сила и быстрота

·         собака – верность, преданность, повиновение

·         кошка – независимость

·         единорог - чистота

·         кабан – мужество, неустрашимость

·         ворон – долголетие

·         змея - вечность

·         феникс - бессмертие

·         дуб – крепость, сила

·         солнце – свет, богатство, изобилие
Примеры работ:







Дистанционное обучение. Сентябрь 2020

Первая четверть

5 урок. Работаем в цвете над интерьером избы после проверки  рисунка у учителя сдаем 15 октября

4 урок. Изображение интерьера избы в карандаше 

на 5 октября

Выполняем задание по видео-уроку. Сдаем во вторник командиру класса, затем командир класса приносит рисунки в 104 кабинет.


1 урок. Древние образы в народном искусстве

Дорогие ученики! Знакомимся с теорией, только потом выполняем задание!

В этом учебном году мы будем с вами изучать как русское народное декоративно-прикладное искусство, так и зарубежных стран.
Декоративно прикладное искусство (ДПИ) – это создание художественных изделий, имеющих практическое назначение в быту и отличающихся декоративной образностью (посуда, мебель, ткани, одежда, украшения, игрушки и т. д.). Материалами ДПИ стали различные виды ткани, дерево, камень, глина, гипс, кожа и др.
Обратите внимание какое значение люди придавали данным символам и образам.








Задание: Изобразите "свое древо жизни", не в русском народном стиле,  а вашу собственную идею, по вашему представлению/воображению. Перед тем как приступить к рисунку подумайте над задумкой, какие плоды будут у вашего дерева (ваши увлечения или хобби в виде предметов на дереве, ваши черты характера или жизненные цели в виде слов и т.д.)
Рисунок выполняем цветными карандашами, прорисовку можно фломастерами.
5 В приносит рисунки в школу 7 сентября
5 А, Б, Г приносит рисунки в школу 8 сентября

пример:

Назаров Андрей, 5 А



2 урок. Декор русской избы



Зрительный ряд:










Задание: 

Дорогие ученики, изобразите на альбомном листе с помощью цветной бумаги, цветных карандашей и фломастеров собственный дизайн наличников для окна в русском народном стиле

5 В приносит рисунки в школу 14 сентября
5 А, Б, Г приносит рисунки в школу 15 сентября
Командир класса собирает работы и сдает в 104 каб.

примеры работ:
Юсупова Анфиса, 5 Г

Кононов Арсений, 5 А

Цейн Кристина, 5 В


3 УРОК. Тема: «Внутренний мир русской избы»

Дорогие ученики! На этой неделе мы только знакомимся с теорией и проходим тест по ссылке в гугл форме, ничего на почту не нужно отправлять, после прохождения теста нажав в низу кнопку "отправить" ваш тест автоматически появиться у меня!
На следующей недели будем рисовать он-лайн, напишу об этом информацию через классного руководителя в ваш чат.



















ЗАДАНИЕ в виде теста по ссылке:



Федерягин Алексей, 5 Г

Першукова Анастасия, 5 А

Назаров Андрей, 5 А


5 урок. Конструкция и декор предметов

 народного быта.


северодвинская прялка

          
Пожалуй, ни одно орудие крестьянского труда не украшалось так многообразно, любовно, как прялка. Дух захватывает от силы народной фантазии и искусства, когда видишь резные, инкрустированные (даже зеркальцами!) расписные (даже по торцам!), гребневые, теремковые, светлые и темные, детские и взрослые прялки, прялицы, пресницы всех уголков России!

           Конечно, такой затейливый предмет не только украшал крестьянскую избу, но и согревал душу неутомимой пряхе, в полном смысле скрашивал бесконечный монотонный труд.
           Прялка была ценным подарком: отец дарил ее дочери, жених - невесте, муж - жене. В некоторых местах, по обычаю, жених должен был изготовить прялку собственноручно, а старую родительскую сломать в знак помолвки.


       

    Многие прялки в добавление к росписям содержали дарственные надписи типа "Кого люблю того дарю", советы, поучения: " Пряди, прялку береги, за отца бога моли". Или вот такое: "Пряди, моя пряха, пряди нелениса" или тут же можно было прочесть лукавый ответ: "Я бы рада пряла, меня в гости звали" (орфография сохранена).


           Почти все русские народные росписи по дереву пришли к нам с прялок.
           Надо сказать, что прялочные поверхности не так уж и простые: и "башенки" сверху, и "серьги внизу, и бока резные, и стояк с "яблоком".
Грязовецкие прялки

Именно эта обманчивость подводит многих начинающих художников. Особенно, если стараются повторить какой -нибудь образец росписи, взятой из книжной иллюстрации - фрагмента. Эта "точная копия", перенесенная на доску, часто становится чуть ли не пародией.
           И все потому, что горе-художник не видел всего образца. Поэтому очень важно посещать музеи и выставки, осматривать предметы со всех сторон.



Это, кстати, поможет и тем, кто судит народное искусство как в некотором роде примитивное, неаккуратное, небрежное и тем самым прощает эти огрехи себе. Когда видишь большую поверхность прялки в натуре, во всех ракурсах, то мыслей о неточностях и небрежностях уже не возникает, а восхищенно думаешь:"Дорасти бы до такой простоты!"

           А сейчас познакомимся с устройством прялок.
           Они были двух типов: с гребнем и с лопастью.
          Гребневые бытовали в центральных, южнорусских губерниях и в Поволжье. А с лопастями - на Севере, а также в центральных губерниях, на Урале, в Сибири, на Алтае.
           "На осине сижу, сквозь клену гляжу, березу трясу" - эта старинная русская загадка о прялке полностью описывает, из чего она была сделана. 
Прялки. Кистевая роспись


           Донца вырезали из осины или липы, гребень делали из твердых пород, чаще всего из клена, ну а веретено было березовым.
Прялки 19 века. Вологодская область
           Прялки-гребни были разборные и состояли из двух деталей, самого гребня и донца (гузно, подгузок, дно) куда он вставлялся.
На нижней Вычегде существовала иная роспись. На лопасти прялок по киноварному, или ярко-синему фону наносился сложный растительный орнамент в виде букетов роз с пышными распустившимися цветами и зеленой листвой. Растительные мотивы наносились красным, голубым, желтым цветом с тонировкой более светлых тонов и контурной черной обводкой некоторых деталей.


           Как раз такими и были городецкие прялки со знаменитыми расписными донцами.
Кажется, зачем же было так стараться над росписью, которая никому не будет видна под сидящей пряхой? Ан нет, представьте только, до чего же было красиво такое украшение (картина!) на бревенчатых стенах избы, куда его вешали, пока пряха бездействовала!

           Прялки с лопастью - лопаской, личиной, головкой, пером - по-разному называли верхнюю часть таких прялок - были разборными или, что встречается чаще, сделанными из цельного куска сосны или ели с корневищем так, чтобы сразу получался и подгузок, и лопаска. Поэтому такие прялки назывались "копылками", "корневухими".


           Прядение и ткачество были самыми трудоемкими из всех видов работ, падавших на плечи крестьянки. Почти пять месяцев в году, с ноября по март, проводила она за прялкой.



"В избушке, распевая, дева
Прядет, и, зимних друг ночей,
Трещит лучинка перед ней" -
                                                                    Писал Александр Сергеевич Пушкин.

           Работа пряхи часто продолжалась за полночь, и приходилось пользоваться лучиной, вставив ее в светец, рядом с которым (в противопожарных целях) стояла бочка с водой. На лавку рядом ставили лукошко с клюквой. Потому что кислая клюква способствовала выделению слюны, которой пряха время от времени смачивала нить.




           "Ручное прядение было очень медленным. Обработанное льняное волокно - кудель - привязывалось к верхней части прялки - лопасти, а на сиденье прялки - донце, установленное на лавке, садилась пряха и левой рукой осторожно вытягивала из кудели нить, скручивая ее при помощи веретена. Сколько нужно было ловкости и терпения, чтобы нить получилась тонкой, ровной и прочной: чуть потянешь, сильнее - она оборвется, а чуть слабее - будет слишком толстой или неровной. Вытянув нить достаточной длины, пряха сматывала ее на веретено, и повторяла всю операцию сначала. Самая искусная пряха, работая от зари до зари, могла напрясть в день не более трехсот метров пряжи. А чтобы получилось хотя бы 15 метров ткани, нужно было изготовить не менее 20 тыс. метров пряжи!
Поэтому прясть и готовить себе приданое девушка начинала уже с 6 - 8 лет.
            Веретена с напряденными нитками - мочками пряхи складывали в специальную коробку - мочесник. Стенки его были расписаны также нарядно, как и сама прялка. С мочесниками и прялками девушки ходили на посиделки, или супрядки, - веселые вечеринки. Там девушки усаживались на лавки, начинали прясть, затягивали песни. Вскоре в избу приходили и парни. Изба быстро заполнялась народом, работа чередовалась пением, играми и плясками (см. рис.). Красивая прялка была гордостью владелицы. Она несла ее на вечеринку, держа за ножку, так, чтобы все видели резной или расписной наряд прялки.



Интересно, что из многих сотен прялок, хранящихся нынче в наших музеях, ни одна не повторяет другую. Так и кажется, что каждая прялка наделена своими индивидуальными чертами, имеет свой неповторимый характер.
           Типы прялок сложились в далекие времена. На каждой сравнительно небольшой территории была своя форма прялки, свои приемы украшения.
Прялки Русского Севера (Вологодская, Архангельская области) славились своей резьбой и росписью. В узорах повторялись древние символы солнца, звезд, земли, водной стихии - круги, квадраты, ромбы, зубчатые и прямые линии.

вычегда


Пряла лен, пряла лен,
Да льняное волокно.
Приходи ко мне, миленочек,
С тальянкой под окно".
Частушка, Холмолгорский район.
Росписи Северной Двины и Мезени.
           Народные росписи, рожденные на берегах рек Северной Двины и Мезени, - яркое и самобытное искусство. Эти школы народного мастерства возникли в Х1Х в. Северодвинская роспись объединяет несколько крупных центров. Среди них особенно выделяются росписи пермогорская, ракульская, борецкая. Еще одна очень интересная роспись архангельского края - мезенская.
северодвинская прялка
северодвинская прялка


           Круг бытовых предметов, которые украшала и преображала роспись, был очень широк: ковши, скобкари, блюда, солоницы, туеса, набирухи, короба, сундуки, люльки, санки и многое другое. Особенно славились богатством и разнообразием росписи прялки. Декор каждой вещи индивидуален, расположение орнамента подчинено форме предмета. Обычные предметы крестьянского быта роспись превращала в подлинные произведения искусства.
Основу пермогорской, ракульской и борецкой росписи составляют растительные мотивы, а для мезенской росписи кроме растительных элементов характерны геометрические орнаменты, удивительные птицы и тонконогие кони красного цвета. Во всех этих росписях основными выразительными средствами являются линия, контур и силуэт, а цвет дополняет изображения.


           Очевидно, что все виды северодвинской росписи уходят своими корнями в древнерусское искусство: монументальную живопись, иконопись, миниатюру и орнаментику книг. Народные мастера многие приемы и мотивы книжной миниатюры перенесли в роспись.

Очень близки миниатюрам манера изображения одежды персонажей, колорит, простота и лаконичность рисунка. Многие композиционные приемы тоже взяты из книжной миниатюры и иконописи: повествовательность, соединение в одной композиции разновременных сцен и др.
 Вологодская область

           Ведущая тема северодвинской росписи - это опоэтизированная жизнь народа и родной природы.

 Вологодская область
Ярославль-Столбчатые прялки
 Вологодская область
северодвинские прялки
Две вепсские прялки из Бабаевского района, датируемые концом XIX - началом XX веков
Прибалтика-прялки перекликаются с русскими
Прибалтика
Украина
Городецкая прялка- донце

Архангельская област


Архангельская   область, Каргопольский район
вологда
Вологодская область

Швейка, внизу солонница
Швейка
Городецкая прялка
Городецкая прялка
Городецкая прялка
вологда

Городецкая прялка-гребень-чесало


Городецкая прялка

Веретено
вологда
Пермогорская прялка-«рассказ»

Архангельская область,
северодвинская прялка
Архангельская область,



ярославль теремковая прялка
теремковая- ярославль


      
вологодская область


грязовецкие прялки
гребень-чесало
Обработка волокна, прядение и ткачество:1 - часть льномялки; 2 - веретено; 3 - шиферное пряслице; 4 - гребень от прялки; 5 - гребенка для расчесывания льна, конопли и шерсти; 6 - игла для плетения; 7 - шпилька от прялки; 8 - юрок; 9 - педаль от прялки; 10 - крюк от ткацкого станка


Образы богинь судьбы часто связываются с образом нити, прялки, веретена. В народе женщины-рукодельницы, имеющие дело с полотном и нитью, также наделяются пониманием тайной природы вещей и умело используют свое знание. При помощи нити воздействуют на все сферы жизни: «какова нить, такова и жизнь». Судьба человека воспринимается как нить, выпряденная на прялке божеством, и затем оформленная (уже человеческими руками) в виде символического шитья, магического вязания, ткачества и т.п. – с целью предначертания будущего новорожденному или же с целью корректировки уже предопределенной судьбы. Божества могут изменить судьбу человека в моменты ритуальной смерти, т.е. при инициации, замужестве, отказе от рода и пр.



Колесо прялки стало колесом времени (или же понимание цикличности процессов в природе оказалось там просто объяснить посредством вращающегося колеса) – рождения, жизни и смерти, а символ круга означал солнце, вечность, образы Бога и мира как точки отсчета. Колесо символично и цифре 0 - замкнутый круг, беспредельное, начало и конец, символ абсолюта. Узоры на прялке связывали человеческую жизнь с мифическим актом ткачества мироздания. В восточно-славянской культуре центральная часть прялки, с которой соприкасалась кудель, часто украшалась знаками-символами солнца и суточного круговорота. Колесо крутится – жизнь-нить прядется, солнышко по небу катится.
Время в мифологии осмыслялось как конкретная предметная стихия – кудель на прялке, челнок или ткань на станке богов (пример, к сожалению, «не русский», но показательный: Пенелопа, наученная Афиной, распускает натканное за день, тем самым отсрочивая время выбора, т.е. приостанавливает время, замедляет течение человеческой жизни). В некоторых традициях определенный отрезок времени так и назывался «пряжей» («бабий счет по пряже»).

Если на нити (читай – на прямом течение силы/жизни/энергии) завязывался узелок, это изменяло заданное течение. В одних случаях узелки на нитях могли выступать в качестве оберегов от болезней и вреда, в других – наоборот, свидетельствовать о наведении порчи (например, при родах). Спутывая или перекручивая нить – по аналогии переносили действие на жизнь человека, спутывая, сбивая, либо наоборот - выпрямляя. Создавая изделие, вместе в нитью вплетали свои желания, посулы, мечты. Умельцы вязания узелков на нити с целью изменения жизни/сеобытия назывались наузниками, а сами колдовские узелковые нити - наузами.
Колдовская нить прялась ради изменения (коррекции) судьбы, т.е. изменения чего-то в настоящем и будущем. Однако иногда чтобы изменить будущее, надо вернуться назад, в прошлое – в обрядовом ткачестве это выполняется кручением нити против часовой стрелки (т.е. открываются запирающие барьеры, пряха оказывается в потоке времени). В этот момент она создает новый посыл/желание, и вплетает его в ткань овеществленной реальности.


В христианизированной традиции появляются народные сказания о том, что Бог сам создал ткачество и научил женщин (вернее, прародительницу Еву) прясть.
Важность прядения в человеческой жизни нашло выражение и в делении изб на на "пряху" и "непряху (если печь располагалась при входе справа от двери ее устье было обращено к свету - изба "пряха"; если печь помещалась слева от входа - изба "непряха").

ДУХИ ПРЯДУЩИЕ, ТКУЩИЕ, ВЫШИВАЮЩИЕ

Мифические существа любят заниматься прядением и ткачеством, но чаще всего практической пользы это не приносит. «От кикиморы не дождешься пряжи» - говорится в пословице. Народная память сохранила больше историй о нехорошем «исходе» пряденья духами: видеть прядущую кикимору – к смерти в избе; когда кикимора гремит коклюшками – быть беде. Однако если за прялку садится дух (особенно в значимые дни года, благосклонно расположенный к хозяевам), последствия бывают благоприятными – дух может «напрясть» богатство, здоровье, удачу. 


Чаще всего прядя, дух приговаривает и нашептывает пожелание, чаруя пряжу, домочадцев, скот. Для того, чтобы «не рисковать», старались не оставлять рукоделье на видном месте, вовремя заканчивать работу, и, по большому счету, не ссориться с духами.
В прядущих (вяжущих, плетущих, ткущих, шьющих, вышивающих) духах часто узнаваемы божества, предопределяющие судьбу, будущее. Существуют разные версии – «кто был первичен». Одни утверждают, что сначала было много мелких божков и духов, из которых выделились основные Боги. Кто-то говорит, что все было наоборот, и Богов было мало, а функций, возложенных на них – много, и постепенно эти функции дробились, передаваясь сначала младшим богам, а потом и природным духам. Другие считают, что мир вокруг живой, и все, что есть на земле отражается в «другом мире», а наоборот. В любом случае боги, духи и люди сосуществуют рядом.
городецкая прялка
Среди богинь-прях наиболее известна Мокошь (предположительно связь со словом «mokos» - «прядение», но этой связи обнаружить мне не удалось, зато в санскрите найдены слова mocsa - освобождение, спасение души, мокшака - разрывающая связи). Другие версии имени - Ма-кош означает “Мать жребия” (в санскрите найдены слова kac – связывать, kac - "быть видимым, проявляться").
Рожаницы, богини «предопределенности», вместо пряжи прядут судьбу людей, наделяя их счастливым или несчастливым уделом. Одна дева меряет жизнь, другая отрезает нить судьбы, третья, старшая, произносит слово судьбы. (Культ рожаниц постепенно сливался с культом домашних духов). Иногда рожаницам соответствуют «пряхи заговоров», локализуемых на горе (камне, на реке (море), под деревом (на столбе), где «три девицы… прядут, выпрядают, узоры набирают».


Сходные функции несли богини судьбы Доля и Недоля (Среча и Несреча).
Домовой (либо доможириха, женская ипостась домового), хранитель дома, предок рода.
Мара (призрак, привидение, наваждение, выглядящая как маленькая, «запечельная» старушка), появляется лунной ночью. Иногда она принимает вид прялочного колеса, иногда рвет пряжу и кудель, что служит определенным символом – (в образе богини смерти) мара забирает душу, покидающую тело.


Кикимора (вариации мара/жена домового, выглядит как женщина любого возраста с выраженным физическим уродством, связана с культом мертвых) любит прясть в одиночестве – иногда помогая хорошим хозяйкам, а нерадивым вредя.
Русалки (объединяющие в народных представлениях всех женских природных духов, а также умерших неестественной смертью женщин) любят шить. В русальную неделю им оставляли на деревьях холстину, нитки, одежду.
из музея в финляндии

«Лесные жены» дарят людям клубки «неубывающих» ниток.
Комоха (персонификация лихорадки) – помимо владения разными инструментами (режет ножом, точит) еще и прядет.
Параскева Пятница, после прихода на Русь христианства восприняла функции Мокоши, стала покровительницей ткачества, прядения и домашней работы. Ее образ, вероятно, слился в т.ч. с Бабой Середой (помогающей прясть и белить холсты), украинской Ничкой (прядущей, особенной по пятницам, оставленные кудели). 
из музея в финляндии

Мифическая пряха, живущая в «избушке на курьей ножке, на веретенной пятке… шелк прядет, нитки длинные сучит, веретено крутит…» (по описанию Баба-Яга, либо старуха/ведунья). Пряха веретено крутит, избушка вертится, нить в клубок скручивается – а тот клубок помогает преодолеть пространство и время герою, ищущему свою судьбу.
Женщина Иного мира, помогающая кому-то в мире человечьем – используя магические способности она оживляет тканное/вышитое полотно, творя гармонию между мирами – низшим, высшим и срединным.
Предполагается, что изначально каждый день недели связывался с существом прядуще-ткущим, даже само название «сутки» однокоренное с глаголом «ткать» - «то, что соткано» (с’тки). Месяцы года тоже зашифрованы в русской «прядельной» загадке: «Стоит дом в 12 окон/В каждом окне по 4 девицы/У каждой девицы по 7 веретен/У каждого веретена свое имя».
северодвинская прялка

Появление прядущих духов приурочено к определенному времени – в «переходные» моменты, когда миры оказываются близко друг к другу, прядение носит не бытовой характер, а судьбоносный. Поэтому «простым смертным» в такое время нельзя притрагиваться к магическому инструменту сотворения полотна жизни – женщины отдыхают, а богини, духи и «знающие» прядут, воздействуя на человеческую жизнь и мироздание. В «переломное» время нельзя вить веревки, скручивать нитки, сматывать клубки, вязать узлы, плести, гнуть… Люди, не подозревающие о скрытой связи вещей (что наверху – то и внизу), могут легко разрушить хрупкое равновесие, позволяя силам хаоса проникнуть в «упорядоченный» мир, принося дисгармонию и асимметрию. Отсюда проистекают страшные истории о наказанных пряхах, пренебрегшим запретом – в их жизни либо что-то рвется, либо путается, либо выходит криво-косо, либо оказывает влияние на погоду или свою семью и рождение детей, естественно, в неблагополучном смысле. Если же человек, вмешавшийся в процесс «плетения невовремя» понял, что рождается сейчас под его руками нечто нехорошее, должен рассечь созданную вещь на части, дабы «вернуть мироздание в исходное состояние».
одна из древнейших- найдена При раскопках староладожского городища  IX в


Нельзя прясть в дни солнцеворота (зимний – связывался с культом мертвых, отсюда обычай рядиться, приходить к друг другу в гости ряженными и прясть, сидя на полатях, словно бы не женщины, а кикиморы, ведя при этом разговоры о судьбе молодого поколения), на русальной неделе (переход от весны к лету, седьмая неделя после Пасхи, когда рожь зацветает), по пятницам.
прибалто-финские
Прядения обрядовой нити приходилось на определенные календарные даты: Введение в храм Богородицы (4 декабря), Св. Андрея (13 декабря), в канун Нового года, Св. Евдокии (1 марта), Св. Алексея (30 марта), среда 4-ой недели Великого поста, Чистый четверг, Ивана Купала или определенные дни недели. При этом отдельно оговаривались а) время суток: до восхода солнца или в течение дня или ночи; б) место прядения: на пороге дома, "на воде", на ходу, у окна; в) состав исполнителей (женщины, старухи или девочки-"недоростки", часто ни разу до этого момента не прявшие). Необходимо было и соблюдение ритуальной чистоты исполнительниц. Иногда колдовские нити пряли левой рукой с кручением веретена "от себя" (против часовой стрелки).

Сезон «прядения» и обработки льна начинался с наступлением зимы (октября). На девичьих посиделках и запрядках (досл. «новая пряжа») женщины и девушки общались, мечтали, пряли (а женская магия предполагает умение мечтая - создавать, вынашивать и рождать желаемое).
Нить, выпряденная в день Введения, обладала целебной силой. Это связывалось, вероятно, с христианским поверьем, что в этот день маленькая Мария была введена в ту часть храма, куда мог входить раз в год только первосвященник с очистительной жертвенной кровью – т.е. случилось чудо. В этот день «церковь нарушает молчание Священного Писания, раскрывая неисповедимые пути Господни» (поверим на слово).
Кенозерские прялки — корневые
 
северодвинская прялка

Созданная в Чистый четверг и в канун Нового года нить (либо шнурок) и надетая «знающим» людьми на запястье или поясницу человека, совершившего телесное и духовное очищение (по поверьям, баня и это умеет делать), способствовала благоприятному продолжению человеческой жизни и защищала от колдовства (поверим на слово).
В ночь перед Рождеством (зимнее солнцестояние), когда границы миров истончаются, прошлое-настоящее-будущее оказываются рядом, пряли программирующие нити.
Заканчивалось прядение 26 марта (по ст.ст.), к этому времени полагалось завершить последнюю пряжу, иначе сделанное «не пойдет впрок».
Вышивка, выполненная накануне пасхальной, ивановской и петровской заутрени (пороговые дни года), обладала особой магической силой. Одежда, созданная в значимое время года подразумевала обновление и возрождение.
Используемый в прядении материал - чаще всего шерсть, лен, конопля, хотя иногда в ход идут куриные перья (кикимора и мара) и волосы хозяев (Мокошь). Используя шерсть/перья/волосы духи манипулируют средоточием жизненной силы людей и животных, поэтому такие «нити» обладают более сильным воздействием. Духи-пряхи часто сами могут оборачиваться куделью, и тогда прядется уже не просто шерсть, а их волосы – как сочетание жизненной и магической силы, передаваемой полотну. Одновременно прядущие духи ли, женщины ли, наговаривают на свою работу пожелания.
В отличие от простых смертных духи все-таки выполняют свою «работу» сознательно, они существуют на тонком уровне - и видят тонкие плетения - с чего они начаты, как связаны, чем закончатся: поэтому для них "плести" потоки также легко, как для людей нити.
Для достижения целей использовали не только разный материал для нитей (шерсть, лен, шелк), но и разную цветовую гамму (красные, белые, суровые, черные), а также разное количество нитей (одна, три или более). 



В районе Вашки, Мезени, Печоры, Усы распространена мезенская роспись


Способ повязывания нитей на тело человека можно соотнести с различными украшениями: на шее нить ассоциируется (либо заменяется позже) ожерельем, на руке - браслетом, на пальце – кольцом, на талии – поясом.
Также важен был способ крепления нити на теле: обвязывание или крест-на-крест.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НИТИ/КУДЕЛИ/ВЕРЕВКИ В ОБРЯДАХ:

Прялка и самопрялкаТайный, магический смысл рукоделий оказался известен не только богам-духам, но и «знающим» людям, колдунам, знахарям. В отличие от простых людей, «знающие» занимались осознанными и целенаправленными манипуляциями с куделью, пряжей, нитью, веревкой и пр. атрибутами рукоделия. Эти действия нашли отражение в гадательных и магических обрядах.
1. Прядут «наопак» (наоборот) две нити – одну женихову, другую – невестину, пускают их на залитую водой сковороду, и смотрят: сойдутся, совьются – быть свадьбе, а если разойдутся – не судьба. Отсюда может идти выражение «связать свою судьбу».
2. В частушке «нитки рвутся, я вяжу/все на милого гляжу» прослеживается та же идея – если пряхе удается связать рвущуюся нить, судьба сложится, совместная жизнь удастся.
3. Гадание на Троицу, когда по воде пускают нить (жизни-судьбы, судьбы-смерти), и смотрят – утонет или поплывет.
4. Льняной пряжей обвивают конец лучины, втыкают между половиц и поджигают. В какую сторону лучина склонится, оттуда и жениха ждать. Вариант: отмечают, куда летят остатки догоревшей на лучине кудели – к дверям, - жди сватов, от дверей – в девках куковать.
5. Атрибутом гаданий выступали и изделия из ниток и пряжи, например, пояс. Пояс клали у порога церкви, и первый перешагнувший был «носителем имени жениха». Для девушки же, сплетшей кушак, нить становилась судьбоносной (вероятно, если она хотела изменить судьбу, надо было распустить, перерезать кушак?).
6. Программирование жизни молодых при помощи нити и пр. Девушка перед свадьбой шли в баню с колуном, держась за конец пояса. Перед тем, как парить невесту, колдун перевязывал оставшейся частью пояса ей правую руку, правую ногу и грудь, приговаривая: «Ноги к ногам, руки к рукам, к грудине – на восток». Этот обряд «связывал» молодых, чтобы они шли рука об руку, не расходились и любили друг друга. (Интересно, а с мужчинами ничего подобного не проделывали?).
7. На свадьбах пряли "нитки долгой жизни", связывая молодых «на долго и счастливо».
8. Пояс в бане, надетый на невесту, имел определенное число узлов. По числу узлов рождалось число сыновей.



9. По количеству узлов при перевязывании пуповины считали, сколько детей еще родит роженица.
10. Скручивание шерсти в нитку, совершаемое колдуньей при пересечении дороги свадебному поезду моделировало пересечение жизни зарождающейся семье, разлад в ней.
11. Новорожденному ребенку, которого впервые клали в колыбель, окручивали зыбку (люльку) нитками, спряденными с молитвами (заговорами) в Святки – то есть в период работы Богинь-прях. Концы этой нити потом снимали с зыбки, связывали в единую нить и клали под голову младенцу, тем самым суля ему долгую и счастливую жизнь. (Запрет на рукодельничание в Святки здесь, вероятно, нарушается тем, что мать не просто прядет, а ребенку судьбу плетет. В этот момент она может либо приравниваться к богиням-пряхам, либо выступать как проводник их воли).


12. В детскую колыбель клали пряслице для девочки или лучок для отбивки шерсти для мальчиков, в ряде мест к колыбели привешивали веретено/кудель/лучину/ножницы, считая, что эти предметы отвлекут ночных духов от ребенка (ведь прясть им часто куда интереснее).
13. Обряд «отворачивания». Ища или желая вернуть заблудившегося/пропавшего человека/скотину, красной нитью (символ жизни) обвязывали кусочек холста (как существа в целом). Вероятно, тут срабатывал принцип путеводной нити Ариадны в критском лабиринте.
14. Нить-судьба работает в новоселье, чтобы судьба владельцев дома была прочно связана с новым обиталищем, клубок ниток бросали через порог, а потом по старшинству, держась за «путеводную нить» входили в дом.


самопрялка горизонтальная

15. Веревка выступает как образ общины (то, что сплетено из множества нитей – но по сути является одной).
16. Веревка – это дорога между мирам (чаще, правда, в нижний мир, чем в верхний).
17. Сплетенные левой рукой нитки в чистый четверг считались «программирующими судьбу». В Егорьев день (6 мая) эту нитку вместе с лоскутом вешали на древо желаний, и задуманное исполнялось.


18. К пряже приравнивается и человеческий волос как средоточие жизненной силы (души). Смертную рубаху вышивали волосами, в саван вплетались волосы покойного – так воплощалась идея загробного существования и последующего возрождения.
19. Тканные изделия (холсты, полотна, особенно украшенные «вычурами») часто связывались с дорогой, соединяющей миры, а также умершими предками и будущими потомками. Понятия «дорога», «ткань», «полотенце», «платок» в мифологии эквивалентны словам «дорога» и «судьба».
Пересказала Тайгана 

 
пряха- кудожник Касаткин, Русский музей СПБ
 

Важские прялки
Самопрялка горизонтальная
Самопрялка вертикальная


Задание: изобразите прялку на весь альбомный 

лист и украсьте традиционными русскими 

народными резьбой или росписью
 

примеры работ:
Максимов Дима, 5 А

Бехтерева Лиза, 5 Б





Городетская роспись















Гжель
Недалеко от Москвы в деревне Гжель  были большие залежи глины, поэтому здесь славилось гончарное дело. Гончарное дело было прибыльное и приносило хороший доход.  Но просто глиняная посуда ничем не превлекательна, а на праздник хотелось нарядной и красивой посуды для застолья. По сказаниям в один прекрасный зимний день на белом фоне появились цветы да птицы красоты неописуемой  цвета синего как небо в разные времена года синего-синего. Назвали такую диковинную роспись по названию села – гжель. И с тех пор чтят и помнят роспись и передают из поколения поколению. Изделия Гжельских мастеров полюбились людям так, что слава о гжельском искусстве разнеслась не только по нашей стране, но далеко за её пределами.
Расписывалась посуда по белой обожжённой глине кобальтовой краской чёрного цвета, а сверху покрывалась глазурью. При обжиге кобальт становиться пронзительно синим или голубым. Давайте посмотрим на посуду, расписанную мастерами Гжели (Слайды 1, 2, 3). Вы увидели что посуда разнообразна по форме и назначению: чашки, чайники, декоративные доски, декоративные скульптурки людей, квасники, кумган, маслёнки, кувшины, блюда, тарелки.
Декоративно оформляются все части предмета,  каждый элемент росписи имеет своё название: гжельская роза, бордюр, капелька, мазок с тенью, точка и прямые линии и т.д. замкнутым орнаментом расписывают основание и горлышко. Ручку и носик украшают узором точка и прямые линии, или закрашивают голубым цветом. Мастера часто используют широкий мазок, он называется «мазок на одну сторону» или «мазок с тенью»,  наносится мазок круговым движением. В нем виден переход от светлого синего к тёмно синему цвету.






ВИТРАЖ
Витраж - это картина, выполненная из кусочков стекла посредством свинцовых узких полос
Витраж (франц. vitrage? от лат. vitrum - стекло)- орнаментальная или сюжетная декоративная композиция в окне, двери, перегородке из стекла или другого материала, пропускающего свет.
Во все времена самыми роскошными, нарядными окнами были окна в виде витражей. Когда сквозь высокие проемы окон проникают солнечные лучи, витражи-картины, витражи-узоры как будто вспыхивают, загораются ярким цветом, начинают светиться, преображая внутреннее пространство, наполняя его фантастической игрой цветного света. Витраж выглядит как стеклянная мозаика. Куски цветных стекол крепятся в металлических переплетах специальной сквозной рамы – каркаса, или так называемой арматуры, а иногда скрепляются цементом. 
Именно в витражах удивительным образом соединились цвет и черная контурная линия, превратившись в диковинный узор.
Страничка истории
Как вы думаете, витраж – это современный вид искусства или у него есть своя история?
Умные люди открыли это чудо цветного стекла давно – давно, в стародавние времена, в стране Египет. Окрашенные стёкла вставляли в окна домов, храмов.
Послушайте, как рассказывал Виктор Гюго о витраже: «... Собор Парижской богоматери является примечательным образцом подобной разновидности. Каждая сторона, каждый камень почтенного памятника – это не только страница истории Франции, но и история науки и искусства... Внутри собора было уже пусто и сумрачно. Боковые приделы заволокло тьмой, а лампады мерцали, как звезды, так глубок был мрак, окутывающий своды, лишь большая розетка фасада, разноцветные стекла которой купались в закатном луче, переливались во мраке, словно груда алмазов, отбрасывая свой спектр на другой конец неба».



Современная техника выполнения
Последнее время талантливые художники разработали новую технику: вместо тонких стекол берут толстые - от 5 до 25 см толщины. Такие стекла по формату и цвету, заданному художником, отливаются прямо на стекольном заводе и присылаются в мастерскую, где составляется витраж. Скрепляют их проволочной арматурой и пласцементом - новым, очень прочным материалом. Витражи из толстых стекол не вставляют в рамы окон. Они укрепляются на специальных конструкциях на полу или стене с электрическим подсветом сзади. Техника такой работы и материал не терпят мелочей, подсказывают темы величественные и глубокие, созвучные нашей эпохе.
С тех пор искусство витража приходит на помощь людям, помогая их постройкам стать более нарядными, праздничными, загадочными. Очень любили вставлять цветные стёкла в окна знаменитых соборов и храмов. По всей Европе можно встретить такие соборы, из окон которых льётся синий и красный, зелёный и золотой свет. Его потоки мягкими волнами попадают внутрь храма, в нём становится таинственно и волшебно. Лица людей, вещи, стены, даже пол делаются загадочными, словно прикрытые тонкой цветной дымкой, мягко сияют глаза, отблёскивая навстречу лучам цветного света…
Собор становится уютнее. А если на улице случится яркий – при яркий солнечный полдень и солнце хлынет ливнем, прорываясь во все окна, - то-то заиграет, засветится всё пространство собора, словно горячие цветные реки польются по нему, а уж окна-то играют, горят красками, словно цветные пожары!
И много-много в мире можно встретить таких цветных окон-картин. Делают их по-разному. Иногда красят само стекло имитация витража, или витраж собирают из кусочков цветных стёкол, которые вырезают по контуру рисунка и скрепляя между собой крепкими металлическими полосками. 
В мире существуют огромные, очень сложные стекла-картины. В них множество фигур и цветов.
Некоторые витражи – настоящие картины, на них изображаются даже лица людей, можно увидеть и лошадей, и собак, и дома, и поля, и реки. Вот какие большие возможности у витража! Оказалось, что цветное стекло хорошо подошло и к современным домам, простым, полным света и воздуха.





"Ты сам мастер декоративно прикладного искусства" изготовление вазы

Из истории
Ваза (с итальянского – сосуд, посуда) – традиционная форма ёмкости для жидкости – воды, масла. Появилась в 4 тыс. до н. э. без изменений существовала до наших дней. В отличии от других сосудов форма вазы обязана своим появлением гончарному кругу, а позднее в 1 в.н.э. – стеклодувной трубе.

До этого архаические сосуды изготавливали обмазыванием глиной плетёных корзин из ивовых прутьев. Лепка сосуда на вращающемся столе позволила не только достичь идеальной симметрии, но и эстетически оценивать такую форму как совершенную, правильную. Позднее глиняные сосуды стали изготавливать из фарфора, стекла, мрамора, золота и серебра. Декорировали рельефами и росписью.

Форма ваз имеет символический характер. В Древней Греции, Индии, Китае округлая форма вазы – образ женский фигуры, источник жизни. В традиционном искусстве Китая ваза – символ «вечной гармонии»; «закрытость» ваза с узким горлом – символ «нерастекаимости», сохранения тайн мировоздания, превосходства высшего разума над силой рождения и смерти. В буддизме ваза один из символов. На буддийских алтарях стояли вазы с цветами. В языческих племенах символизировала союз воды и огня. Мир ваз многолик и представляет собой как бы повторение истории архитектуры в миниатюре. В нашем современном мире вазы приобретают более декоративный характер, поражая всех нас своим разнообразием форм и декоров
 Вам было дано домашнее задание подготовить небольшие сообщения из истории ваз.
Методика изготовления вазы
  1. Для основы берём бутылку (стеклянную или пластиковую).
  2. На основу наносим клей тонким слоем (не более 2 сантиметров).
  3. Берём верёвку или шпагат и обматываем основу.
  4. Начинать приклеивать верёвку с самой узкой части.
  5. Закрепив верёвку по кругу обматываем ею форму, двигаясь вниз к основанию. Между рядами верёвки не должно быть просветов, их надо плотно прижимать друг к другу, чтобы спрятать стекло и картон.
  6. Обмотав тулово вазы, точно так же обматываем горловину, выравнивая края.
  7. . Украшаем вазу плетёной или крученной верёвочкой.








  1. Техника безопасности

    Здравствуйте, дорогие ученики!
    Перед началом работы обязательно отпишетесь мне на почту с первой частью задания, о том, что вы ознакомлены с техникой безопасности.
    Ребята, я настаиваю, чтобы вы при работе с карандашами пользовались точилками, а не канцелярским ножом, т.к. это может быть опасно!!!
    Живопись не опасна, если вы соблюдаете несколько правил.

    1. НЕ ПРОГЛАТЫВАТЬ КРАСКУ И РАЗБАВЛЕННУЮ КРАСКУ
    Это звучит очевидно, но существует много художников, которые облизывают их кисти, чтобы сделать их заостренными. Не стоит. Купите хорошую, эластичную кисть, которая будет держать форму, и, если вам действительно нужно придать ей форму, используйте ваши пальцы. В магазине «Карандаш» такие кисти имеются.
    Также: не путайте питьевые кружки со стаканами для красок. Звучит немного забавно, но это действительно серьезное правило.
    2. НЕ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ПОВСЕДНЕВНУЮ КУХОННУЮ УТВАРЬ КАК ИНСТРУМЕНТ ДЛЯ РИСОВАНИЯ
    Покупайте специальные инструменты для рисования. Если недорогая банка или стакан – все, что нужно для вашей безопасности, позвольте себе это, купите одну только для красок в магазине.
    3. ИЗБАВЛЯТЬСЯ ОТ КРАСКИ И ТЩАТЕЛЬНО МЫТЬСЯ
    В идеале мойте посуду, раковину и т.д. Следует очищать принадлежности для рисования в ванной, а не на кухне. И убеждаться в том, что вы не наплескали воды вокруг. Художники не моют вещи в раковине, и они должны быть уверены, что вокруг нет зубной щетки или еще чего-либо. Нужно осознавать накопительный эффект веществ с низкой токсичностью.
    4. ЗАЩИЩАТЬ ОТ КРАСКИ ДОМАШНИХ ЖИВОТНЫХ
    Если животное, особенно кошка, прыгает на палитру, трется о нее или дремлет в ней, поймайте ее до того, как она попытается вылизать ее. Поставьте стул обратно под стол, чтобы сделать поверхность стола менее доступной, и не наполняйте до предела банку с водой, чтобы избежать ее превращения в миску.
    5. ЕСЛИ ВЫ СИЛЬНО ПАЧКАЕТЕСЬ КРАСКОЙ, ИСПОЛЬЗУЙТЕ НАРУКАВНИКИ И ФАРТУК
    Есть люди, которые могут рисовать в перчатках. Есть и другие, которые моют руки каждый раз, когда они пачкаются. Главное — убеждаться, что краска не попала под ногти.
    И однажды, узнав о риске, Вы приобретете соответствующие привычки…
    Желаем творчества и вдохновения!

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Макеты по ландшафтному дизайну, 7 классы

Вторая часть рисунков, посвященных победе в Великой Отечественной войне

Доступ к тестам